В чём причина усугубления экологических проблем? Об этом говорим с Владимиром Лобойко, завкафедрой мелиорации земель и комплексного использования водных ресурсов ВолгГАСУ.
Вне интересов?
- Волгоградцы пережили череду «атак» промышленных выбросов. Виновные отделались «административным испугом». Есть ли гарантия, что подобное не повторится? Почему не могут определить виновных?
- Корень проблемы я бы стал искать лет 15 назад. Тогда на федеральном уровне прошла весьма спорная реформа: была упразднена система единого государственного экологического контроля. Взамен введена трёхуровневая схема контроля над промышленными предприятиями и прочими хозяйствующими субъектами - федеральная, региональная и муниципальная. При этом федеральный уровень подчиняется Минприроды - структуре, которая на 90% занята не охраной и воспроизводством природных ресурсов, а обеспечением коммерческой эксплуатации недр, лесов, воды.
Такой «контроль» обернулся нестыковками в деятельности природоохранных ведомств. Проблемно стало не только привлекать к ответственности за нарушение закона крупные промышленные корпорации, компании, но и вести над их деятельностью мониторинговый контроль. Но и это полбеды. Вслед за ликвидацией независимой системы экоконтроля, которая раньше подчинялась напрямую лишь Правительству РФ, за последние десять лет были внесены корректировки в Водный и Лесной кодексы. Лесничества упразднили, сократилось число сотрудников рыбоохраны.
- Каковы последствия той реформы?
- Негативные изменения в природе не заставили себя долго ждать. На порядок возросло количество лесных пожаров, а в сфере управления водными ресурсами начали накапливаться проблемы, которых не было даже во времена СССР, когда рост водопотребления промышленностью, коммунальным, сельским хозяйством был куда выше. Вдруг одномоментно «исчезла» вода из бассейна Волги, Дона, Верхней Оби, Байкала. На самом деле одновременной «засухи» по всему континенту с разными климатическими зонами просто не может быть!
Есть и аспекты местного уровня. Например, совсем недавно в Волгограде упразднён за «ненадобностью» городской департамент по охране окружающей среды. Экологические полномочия переданы в городской комитет по дорожному строительству и похоронному делу. Точно похороны экологического надзора!
На региональном уровне не менее грустно - на фоне неразберихи с программами утилизации и обращения твёрдых отходов, залповых выбросов в атмосферу от опасных промышленных источников в облдуме решили упразднить региональный экологический совет. Оказывается, вопросы экологии неинтересны ни одному из действующих региональных депутатов.
Полезная арифметика
- Но ведь на нашей Волге, как утверждает ряд научных центров, маловодье имеет природные, климатические причины…
- Позволю себе с этими научными центрами не согласиться. Есть данные Росгидромета, которые невозможно исказить. В минувшем году Волга принесла в Каспий во втором квартале 54,9 кубокилометра воды, а во втором квартале этого года - на десять кубокилометров больше - 64,2. Однако при такой разнице в пользу нынешнего года именно этой весной огромная речная долина Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги осталась вообще без воды - внутренние водоёмы поймы массово пересохли, высохли луга, леса, гибла рыба.
Такой катастрофы не было за всё время регулярных гидрологических наблюдений за Волгой с конца XIX века. И я твёрдо убеждён, что она искусственная, рукотворная.
Воду в Волге придержали весной с ведома руководства Росводресурсов, несмотря на все просьбы нашего региона и соседей-астраханцев дать в Нижнюю Волгу больше воды в период весеннего половодья - хотя бы на уровне 25 тысяч кубометров в секунду на пять - шесть дней. Однако федеральное ведомство явно выступило на стороне коммерческой эксплуатации Волги в ущерб не только экологии, но и сельскому хозяйству, туризму, рыболовству. Ещё одно такое «половодье» - и мы потеряем экосистему реки и биосферный заповедник международного значения - Волго-Ахтубинскую пойму - навсегда.
- Может, есть смысл принять на федеральном уровне законодательный акт по охране водных ресурсов Волги?
- Сейчас работу каскада водохранилищ на Волге и Каме регулируют временные методические указания образца 1998 года. Куда более рациональные правила водопользования Волжским каскадом были разработаны в 1983 году, но теперь они упразднены. А новые всё ещё «дорабатываются и согласовываются». На мой взгляд, именно федеральный закон о рациональном использовании ресурсов Волги способен предотвратить чрезвычайно вольное обращение со стоком великой реки, в бассейне которой проживает третья часть жителей всей страны.
- Неужели власти не понимают всей остроты экологических проблем?
- Единственное, что меня воодушевило, - содержание выступления Владимира Путина на сессии Генассамблеи ООН, в ходе которого он поставил вопросы сохранения и охраны окружающей среды в ряд важнейших вопросов выживания человечества. Но, к сожалению, в плоскость реальных законодательных решений данное понимание пока не перешло.
Хотя на Западе хорошо освоили арифметику: один рубль вложений в природоохранные проекты принесёт пять - шесть рублей выгоды уже в краткосрочной перспективе.
Смотрите также:
- …Почему волгоградские пляжи усеяны дохлой рыбой? →
- Цимлянское водохранилище тает на глазах →
- Воды Волги превращаются в сточные →