Творческая реабилитация
Мария Барышникова, «АиФ-Волгоград»: Вот уже 21 год ваша общественная организация занимается творческим развитием детей с ограниченными возможностями. С чего все начиналось?
Вера Корчагина: Организация «Аленький цветочек» была создана в 1995 году. К тому времени я ушла с телевидения: не могла продолжать работу из-за инвалидности. Вместе с коллегами на одном энтузиазме мы решили заняться этим творческим проектом. Сейчас организация объединяет порядка 700 человек. Наши филиалы находятся не только в Волгоградской области, но и в других регионах: Москве, Сергиеве Посаде, Астрахани, Новороссийске.
- Почему вы обратили внимание на творчество?
- Занимаясь танцами, живописью, вокалом или играя на музыкальных инструментах, человек забывает о своих проблемах, при постоянных занятиях можно достичь ремиссии. «Аленький цветочек» стал первопроходцем в творческой реабилитации детей-инвалидов. Своей деятельностью мы доказали, что социокультурная реабилитация даёт положительный эффект.
- В чём заключается ваша работа?
- Мы находили талантливых ребят с ДЦП, сахарным диабетом, нарушениями слуха и зрения и ежедневно занимались с ними. Самому маленькому было 4,5 года, старшим - 17 лет. Уже в год создания организации провели несколько фестивалей «За синей птицей» в Красноармейском, Советском, Краснооктябрьском, Ленинском, Светлоярском районах. Дети выходили на профессиональные площадки. И это было принципиально важно.
- Почему?
- Мы хотели изменить отношение общества к детям-инвалидам. Девиз нашей организации: «Ты можешь, нужно только верить!». Ребёнку говорят: ты сможешь, у тебя получится, мы поможем. И получается! Подтверждение тому слёзы радости и восхищения зрителей. Заметьте, не слёзы жалости. Жалость в данном случае неуместна. В ней никто не нуждается.
Заплати за помощь
- Кто поддерживает ваши проекты?
- Сейчас и городская, и областная власти идут навстречу. Созданный нами летний лагерь «Мечта», например, не существовал бы без помощи социальных служб. А ведь в 90-е годы в администрации я сталкивалась с полным непониманием. «Какие песни и танцы, если ребёнок болен? Просили бы лучше деньги на лечение, а это лишь пустая трата времени.» Своей деятельностью мы доказали необходимость нашего существования.
- Насколько наше общество готово к благотворительности?
- Спонсорскую помощь сложно найти. Конечно, есть бескорыстные люди. Но многих «благотворителей» волнует вопрос: что я буду с этого иметь? Сейчас все заботятся о том, как заработать. И на добрых делах в том числе. Мне предлагали перечислить деньги… с просьбой вернуть «дарителям» большую часть наличными. Но идти против совести не в моих принципах.
- Какие таланты детей вы развиваете сегодня?
- Танцевальный коллектив «Аленький цветочек», созданный на базе школы-интерната №7 для глухих детей в Советском районе, в прошлом году получил звание «Образцовый». Мы со своими воспитанниками побывали во многих городах. Только в Москву ездили восемь раз, выступали вместе с Витасом, Анитой Цой, Стасом Михайловым, Натальей Сенчуковой. Кстати, с 12 по 15 декабря в Волгограде пройдёт II Всероссийский фестиваль жестовой песни.
Долой стереотипы!
- В этом году в российских школах введён новый стандарт инклюзивного образования. Как вы относитесь к этому?
- Думаю, что наша система образования и общество не совсем к этому готовы. В Финляндии, Германии я видела, как занимаются с такими детьми. В классе 12 - 15 человек, среди них два ребёнка с синдромом Дауна. Урок английского языка. Все дети с учителем лежат на ковре, занимаются, общаются. Вы можете представить в нашей школе, чтобы учитель лежал с детьми на полу?! Или давайте подсчитаем, там 45 минут учитель работает с таким классом, на каждого ребёнка - по 3 минуты. У нас же ребёнок-инвалид попадает в класс, где учеников 30. А если он с сохранным интеллектом? Сами понимаете, каково будет ему в коллективе. Хорошо, если дети в классе помогут, поддержат. Один учитель не справится. Многие родители не готовы, чтобы их дети учились с ребёнком-инвалидом. Если в школе будут говорить одно, а дома - другое, ничего хорошего из этого не получится.
- Значит, до инклюзии мы ещё не доросли сознанием?
- Если ничего не делать, не узнаешь, получится или нет. Конечно, будут ошибки и перегибы. Но делать надо! Главное, воспринимать инвалида не как обездоленного, а как равного человека, но нуждающегося в особых условиях для развития.
- Но на взрослых повлиять трудно. Значит, надо менять сознание детей?
- Безусловно. У нас была целая программа «Дети инвалиды - школьникам Волгограда». На наши концерты ребята приходили с такими кислыми физиономиями. Но после нашего выступления их лица менялись. Школьники подходили к нашим воспитанникам предлагали дружбу, помощь.
- Какими вы видите своих подопечных в будущем?
- Людьми, которые приносят пользу обществу. Мы стараемся воспитать в них желание помогать, и у них появляется в этом потребность - помогать, быть нужными!
- А можно ли сказать, что общество стало лояльнее к инвалидам?
- Конечно. На колясочников на улице уже редко показывают пальцем. До 90-х годов в нашей стране инвалидов не было! Такова была политика партии. В здоровом и счастливом обществе слепым, безногим, глухим людям просто не было места. Увидеть колясочника на улице было невозможно. Все сидели по домам. А сейчас инвалиды присутствуют на мероприятиях. Создаётся доступная среда. Пандусами оборудуются подъезды жилых домов, театры, магазины, аптеки и прочие общественные места. Да и сами инвалиды изменились. Общество дало им возможность почувствовать себя личностями. Программы по обучению, трудоустройству, по развитию спорта, которые разрабатываются в нашей стране, дают возможность людям с ограниченными возможностями почувствовать себя нужными. Посмотрите, как вся страна поднялась, когда паралимпийцев не пустили в Рио! Возмутились даже люди, далекие от проблем инвалидов. Это же настоящая революция в умах!