Ей задавали вопросы «про зэков и немцев»

   
   

«Неистовая Римма»

Благодаря Эдельман живая история Волго-Дона была донесена до сотен тысяч людей из многих уголков страны и зарубежья. За время существования музея его посетили представители 160 стран мира. Сотрудники музея вспоминают даже такой случай.

Рано утром у порога появился явный иностранец по произношению, в скромном спортивном костюме и с велосипедом под мышкой. «Я из Норвегии. К вам приехал специально, очень много говорят про ваш канал». До сих пор так и осталось загадкой, откуда немолодой мужчина добирался до Красноармейска на «своих двоих» колёсах. Из самой Скандинавии?

Адрес музея на улице Фадеева в заканальной части Красноармейского района теперь числится среди сверхпопулярных туристических маршрутов, практически наравне с музеем-заповедником «Старая Сарепта». Говорят, именно благодаря стараниям «неистовой Риммы», как называли её в кругу знакомых, в астероидном поясе космоса на равных появились две планеты – Сталинград и Волго-Дон.

«Римма Михайловна подошла к обустройству своего музейного детища основательно, масштабно, создавая его на века», – считает близкая знакомая Риммы Эдельман, волгоградский режиссёр-кинодокументалист Валентина Сороколетова.

Одна из очевидиц вспоминает, что экскурсии Эдельман слушали открыв рот и затаив дыхание, боясь пропустить даже слово. Никогда не обучаясь специально на экскурсовода-профи, Римма Михайловна тонко и иронично расставляла в рассказе геополитические, исторические, личностные акценты.

С гостей города, приехавших праздно поглазеть на сооружения канала, моментально слетала пелена скуки. Раздобытые Эдельман «по случаю» уникальные планы, карты, фотографии восторженно ходили по рукам. И было это задолго до создания специального музея...

   
   

Жизнь среди шлюзов

Римма Эдельман родилась в Сибири в 1935 году под удивительным созвездием Рыб – противоречиво-деяте­ль­ным и целеустремлённым одновременно. В 1965 году с семьёй – мужем и двумя дочками Римма переехала в Волгоград. Вскоре Римму Эдельман принимают в управление Волго-Донского канала художни­ком-оформителем и фотографом.

Женщина тогда даже не подозревала, что судьба подарит ей на Волго-Доне наиболее яркие моменты творчества.

Когда Римму Михайловну избирают председателем общества охраны памятников истории при управлении канала, буквально со всех сторон женщину стали атаковать вопросами по истории Волго-Дона.

Многие из них были, мягко говоря, неудобными: «А правда, что канал построили исключительно зэка и военнопленные немцы?».

Чтобы быть исключительно подкованной в тонкостях знаменитой стройки, Римма с головой окунулась в историческую литературу. Часть ответов находила, изучая непосредственно архивы, беседуя с ветеранами ВолгоДонгидростроя.

История «пустомента»

Музей Волго-Дона начал создаваться Эдельман в 70-е годы и пополнялся до самого последнего момента её жизни.

Особенно любила Римма Михайловна рассказывать посетителям яркий исторический случай, как после развенчания культа личности 26-метровую скульптуру Сталина уб­рали с «Красноармейской стре­лки» в одну ночь. «Ог­ро­мную статую сняли и увезли на тягачах так быстро, что на мосту через канал в спешке потеряли отпиленную фуражку Сталина. Все спрашивают меня: куда делся гигантский памятник Сталину? А ответа как не было, так и нет», – сетовала Эдельман.

Спустя 15 лет после трусливого ночного демонтажа на месте, которое в народе едко окрестили «пустомент», вождя народов сменил чуть более «рослый» по метражу вождь мирового пролетариата, назначенный «почётным смотрящим канала», так сказать, в обратном историческом порядке. Изначально Евгений Вучетич планировал установить на месте «пустомента» один лишь бюст Ленина.

Однако «партийным отцам» и архитекторам города на Волге проект не приглянулся. Обиженный скульптор долго не приступал к работе над вождём в полный рост. Мол, неинтересно ему, всемирно известному скульптору, ваять очередного «вождя в кепке».

Кстати, тот самый провокационный вопрос к Римме Михайловне «про зэков и немцев» привел к тому, что в экспозиции музея появились огромные разделы с соответствующей тематикой. А один из подневольных строителей канала – военнопленный австриец Эрвин Петер, ставший на своей родине известным писателем и критиком, приезжал на место своего бывшего заточения в Сталинград –Волгоград и на Вол­го-Дон более 10 раз (!).

Специально для «музея Риммы» трогательно привозил в дар компьютерную технику, ис­торические книги, фотоальбомы. «Пусть я оказался в Сталинграде не по своей во­ле, – сказал, как-то расчувствовавшись, Эрвин. – Но я здесь встретил и встречаю таких людей, каких невозможно забыть». При этом Эрвин совсем открыто по-детски взглянул на Римму Михайловну. Говорят, не без слёз…

Смотрите также: