«Неистовая Римма»
Благодаря Эдельман живая история Волго-Дона была донесена до сотен тысяч людей из многих уголков страны и зарубежья. За время существования музея его посетили представители 160 стран мира. Сотрудники музея вспоминают даже такой случай.
Рано утром у порога появился явный иностранец по произношению, в скромном спортивном костюме и с велосипедом под мышкой. «Я из Норвегии. К вам приехал специально, очень много говорят про ваш канал». До сих пор так и осталось загадкой, откуда немолодой мужчина добирался до Красноармейска на «своих двоих» колёсах. Из самой Скандинавии?
Адрес музея на улице Фадеева в заканальной части Красноармейского района теперь числится среди сверхпопулярных туристических маршрутов, практически наравне с музеем-заповедником «Старая Сарепта». Говорят, именно благодаря стараниям «неистовой Риммы», как называли её в кругу знакомых, в астероидном поясе космоса на равных появились две планеты – Сталинград и Волго-Дон.
«Римма Михайловна подошла к обустройству своего музейного детища основательно, масштабно, создавая его на века», – считает близкая знакомая Риммы Эдельман, волгоградский режиссёр-кинодокументалист Валентина Сороколетова.
Одна из очевидиц вспоминает, что экскурсии Эдельман слушали открыв рот и затаив дыхание, боясь пропустить даже слово. Никогда не обучаясь специально на экскурсовода-профи, Римма Михайловна тонко и иронично расставляла в рассказе геополитические, исторические, личностные акценты.
С гостей города, приехавших праздно поглазеть на сооружения канала, моментально слетала пелена скуки. Раздобытые Эдельман «по случаю» уникальные планы, карты, фотографии восторженно ходили по рукам. И было это задолго до создания специального музея...
Жизнь среди шлюзов
Римма Эдельман родилась в Сибири в 1935 году под удивительным созвездием Рыб – противоречиво-деятельным и целеустремлённым одновременно. В 1965 году с семьёй – мужем и двумя дочками Римма переехала в Волгоград. Вскоре Римму Эдельман принимают в управление Волго-Донского канала художником-оформителем и фотографом.
Женщина тогда даже не подозревала, что судьба подарит ей на Волго-Доне наиболее яркие моменты творчества.
Когда Римму Михайловну избирают председателем общества охраны памятников истории при управлении канала, буквально со всех сторон женщину стали атаковать вопросами по истории Волго-Дона.
Многие из них были, мягко говоря, неудобными: «А правда, что канал построили исключительно зэка и военнопленные немцы?».
Чтобы быть исключительно подкованной в тонкостях знаменитой стройки, Римма с головой окунулась в историческую литературу. Часть ответов находила, изучая непосредственно архивы, беседуя с ветеранами ВолгоДонгидростроя.
История «пустомента»
Музей Волго-Дона начал создаваться Эдельман в 70-е годы и пополнялся до самого последнего момента её жизни.
Особенно любила Римма Михайловна рассказывать посетителям яркий исторический случай, как после развенчания культа личности 26-метровую скульптуру Сталина убрали с «Красноармейской стрелки» в одну ночь. «Огромную статую сняли и увезли на тягачах так быстро, что на мосту через канал в спешке потеряли отпиленную фуражку Сталина. Все спрашивают меня: куда делся гигантский памятник Сталину? А ответа как не было, так и нет», – сетовала Эдельман.
Спустя 15 лет после трусливого ночного демонтажа на месте, которое в народе едко окрестили «пустомент», вождя народов сменил чуть более «рослый» по метражу вождь мирового пролетариата, назначенный «почётным смотрящим канала», так сказать, в обратном историческом порядке. Изначально Евгений Вучетич планировал установить на месте «пустомента» один лишь бюст Ленина.
Однако «партийным отцам» и архитекторам города на Волге проект не приглянулся. Обиженный скульптор долго не приступал к работе над вождём в полный рост. Мол, неинтересно ему, всемирно известному скульптору, ваять очередного «вождя в кепке».
Кстати, тот самый провокационный вопрос к Римме Михайловне «про зэков и немцев» привел к тому, что в экспозиции музея появились огромные разделы с соответствующей тематикой. А один из подневольных строителей канала – военнопленный австриец Эрвин Петер, ставший на своей родине известным писателем и критиком, приезжал на место своего бывшего заточения в Сталинград –Волгоград и на Волго-Дон более 10 раз (!).
Специально для «музея Риммы» трогательно привозил в дар компьютерную технику, исторические книги, фотоальбомы. «Пусть я оказался в Сталинграде не по своей воле, – сказал, как-то расчувствовавшись, Эрвин. – Но я здесь встретил и встречаю таких людей, каких невозможно забыть». При этом Эрвин совсем открыто по-детски взглянул на Римму Михайловну. Говорят, не без слёз…
Смотрите также:
- Цвет победы. Какие секреты хранит музей-заповедник «Сталинградская битва» →
- Город, которого не знаем. Экскурсия по невоенному Волгограду →
- В «Старой Сарепте» нет мистики →