Жительница Михайловки Александра Щербакова выступила против местного «Водоканала», обвинив его сотрудников в непорядочности и попытке заработать не беззащитных стариках. По словам женщины, к ее матери наведались контролеры, которые повредили пломбу счетчика, а затем обвинили в этом пенсионерку и начислили ей неподъемные суммы в качестве штрафа и оплаты по нормативам в отсутствии прибора учета. В соцсетях Щербакову поддержали другие михайловцы, оказавшиеся в аналогичной ситуации. У руководства муниципального унитарного предприятия и администрации городского округа иной взгляд на ситуацию. На чьей стороне правда, выяснял vlg.aif.ru.
«Судились – без толку, пришлось заплатить»
Точку зрения Александры Щербаковой и других жителей городского округа vlg.aif.ru уже изложил в публикации от 26 июня.
Женщина поделилась: 12 апреля к ее матери пришли контролеры «Водоканала» и выявили повреждение целостности пломбы на счетчике воды. По ее словам, ни она сама, ни тем более пожилая пенсионерка к пломбе не прикасались. Щербакова заподозрила – проволочку отогнули сами сотрудники МУПа. Домовладелице назначили наказание, и если ей не удастся оспорить его в суде, то придется выплатить 26 тысяч рублей.
На пост Александры в соцсетях, где она поделилась своей бедой, откликнулись множество михайловцев.
«У нас была такая же ситуация. Выписали штраф 16 тысяч рублей», – поделилась Наргиз Мамедова.
«Моей 80-летней бабушке назначили штраф 67 тысяч рублей. Хотя она физически не в состоянии спуститься в колодец, где стоит счетчик», – вторит ей Жанна Благовещенская.
«У меня так знакомого нагрели – платил в рассрочку», – продолжает Вячеслав Ермилов.
«До боли знакомая ситуация. Три года назад так же попали. Я и думать не могла что такое может быть. Зашла сотрудница МУПа, я показала ей счетчик – он у нас в глубине, в шкафу. Она тут же поворачивается и говорит, что у нас сорвана пломба. Я была шоке – совсем недавно снимала показания и все было нормально. В итоге мы не смогли ничего доказать – ходили, ругались, но заплатили», – признается Виктория Кириакиди.
«Я два года судилась, все без толку. Самое обидное, что за несколько дней до того, как проволоку на пломбе сломали, я удалила фото, которые были у меня в телефоне. Предоставили все справки, что дома никого не было, все квитанции – и ничего. Заплатили штраф 52 тысячи. И за что? За техническую воду, которая летом фактически исчезает!», – возмущается Елена Милованова.
«Ничего не доказала, тоже пришлось заплатить», – сетует Екатерина Етеревская.
И все сходятся в одном: услуга «Водоканала» обходится им слишком дорого, вода выходит «золотая».
«Явление отнюдь не массовое»
Отвечая на запрос vlg.aif.ru в администрацию городского округа, заместитель главы по вопросам ЖКХ и благоустройства Александр Пестряков возражает – явление отнюдь не такое массовое, как может сложиться впечатление.
«МУП «Михайловское водопроводно-канализационое хозяйство» с июня 2022 года по июнь 2023 года проверил достоверность передаваемых потребителями данных показаний индивидуальных приборов учета у 14 900 жителей Михайловки. У 41 абонента были выявлены нарушения:
- несанкционированное подключение к централизованной системе холодного водоснабжения;
- самовольный демонтаж индивидуального прибора учета воды;
- отсутствие или нарушение промбировок счетчика.
В процентном отношении это 0,27%, что подтверждает отсутствие массовости. Согласно законодательству, этим потребителям было произведено доначисление размера платы за коммунальные услуги».
Сами жители городского округа за то же время дважды обращались в суд. В обоих случаях их требования были оставлены без удовлетворения. Действия работников «МВКХ» суд признал правомерными.
«В администрацию городского округа жалоб от населения по вопросу проверок сотрудниками предприятия с 2022 года по настоящее время не поступало. Информацией об обращении жителей в правоохранительные органы администрация и МУП «МВКХ» не располагают», – говорится в ответе из администрации.
Однако размещенное в YouTube видео свидетельствует об ином: по крайней мере одно обращение – от Александры Щербаковой – было. И не просто в администрацию – она озвучила его в присутствии главы Александра Тюрина.
«Не заинтересованы»
В ответе из администрации городского округа также поясняется: обязанность сохранять приборы учета, контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу счетчика, возложены законом на потребителя. При обнаружении неисправностей или повреждения общедомового или индивидуального счетчика, нарушения целостности пломб домовладелец обязан немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу «Водоканала».
Сотрудники этого МУПа в свою очередь имеют право не чаще одного раза в три месяца проводить проверку достоверности сведений, передаваемых потребителем. С этой целью они посещают помещения и домовладения, в которых установлены приборы учета и проверяют их состояние. Исключение составляют случаи, когда прибор учета электроэнергии присоединен к интеллектуальной системе учета.
Говорить о заинтересованности сотрудников «Водоканала» в повреждении пломб нет никаких оснований: полученные от потребителей средства действительно вносятся на расчетный счет МУПа, но не направляются на оплату премий работникам, как заподозрили михайловцы.
«Обратитесь в прокуратуру»
Постоянный эксперт vlg.aif.ru Владимир Кудрявцев считает – даже если речь идет об умышленных организованны и продуманных действий проверяющих, они труднодоказуемы. И рекомендует пострадавшим обратиться в прокуратуру.
«Согласно ст.19.2 КоАП РФ за сорванную пломбу предусмотрен штраф от 100 до 300 рублей. Если потребитель сам заявил о случайном повреждении пломбы, то он и вовсе освобождается от наказания. Даже если проверяющие обнаружат не только повреждение пломбы, но и вмешательство в работу оборудования с целью хищения ресурса, то они вправе составить акт, указав, что именно повреждено в оборудовании и что свидетельствует о хищении воды,. На его основе предприятие может пересчитать оплату за потребленную воду за три предыдущих месяца – и только», – поясняет заслуженный юрист России.
В надзорный орган может обратиться или каждый оштрафованный отдельно, обжалуя наложенный на него штраф, или все вместе они могут подать коллективную жалобу с просьбой проверить законность наложения и размер этих штрафов. Если прокуратура подтвердит незаконность санкций, то следует требовать от «Водоканала» возврата денег, а через суд – возмещение морального вреда.
В свою очередь руководитель АНО «Центр содействия участникам сферы ЖКХ» Вячеслав Гончаренко подчеркивает: если на счетчике нарушена опломбировка, нужно немедленно обратиться с заявлением в ресурсоснабжающую организацию, если с ней заключен прямой договор на оказание услуг по водоснабжению, или в УК, если такового не имеется.
«Добивайтесь составления акта о нарушении целостности прибора учета и опломбировки вашего счетчика. Параллельно можно также обратиться с личным заявлением в органы полиции», – уточняет он.
В акте или заявлении в УК или РСО – в данном случае МУП «Водоканал» – следует указать дату, когда было обнаружено нарушение целостности прибора учета. И в обязательном порядке, что возможной причиной стало стороннее вмешательство, никак не связанное с деятельностью собственника жилого помещения.
«Если коммунальщики не согласятся с этим утверждением или факт нарушения пломбы замечен и заактирован слишком поздно, конфликт может быть решен уже только в досудебной или судебной плоскости. Особенно в том случае, если ситуация зашла предельно далеко и представители РСО выставили платеж с учетом неучтенного или сверхнормативного потребления со всеми вытекающими санкциями и дополнительными начислениями», – констатирует Гончаренко.