На чистую воду. Волгоградских концессионеров ждет глобальная проверка

Волгоградцы порядком уже устали от постоянных аварий на сетях и пресловутых технологических нарушений. © / Александр Фирсов / АиФ

Комплексную работу волгоградских коммунальных структур ожидает системный аудит – такое решение недавно озвучил губернатор Волгоградской  области Андрей Бочаров.

   
   

Эту задачу возложили на специалистов контрольно-счётной палат. Им предстоит пролить свет на ряд важных моментов, таких как проведение госзакупок, баланс дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовую деятельность, зарплаты сотрудников и многие другие аспекты деятельности концессий. 

Панацеи не получилось

За девять лет работы концессий на территории региона неоднократно поднимались тарифы для населения, но к качеству работы коммунальщиков у горожан накопилось немало претензий.

Череда ежегодных коммунальных катастроф, включая глобальную аварию на канализационном коллекторе осенью 2022 года, когда нечистоты не только затопили парк, но и попали в Волгу, постоянные порывы труб тепло- и водоснабжения на фоне постоянно растущих тарифов нанесли ощутимый урон репутации концессий. Важно и то, что существующая схема взаимодействия с абонентами  стала, по сути, игрой в одни ворота: дозвониться и попасть на приём к специалисту очень непросто, а общение с автоответчиком или ботом не всегда исчерпывает возникшую проблему.

– У нас в частном секторе в Ворошиловском районе по улице месяцами шуровала потоком вода из какой-то трубы или коммунального колодца, причём вода чистая, питьевая, – возмущается волгоградка Екатерина Сергеева. – На звонки в диспетчерскую, в концессии реакция долгое время была ноль. А ведь это явно наши денежки утекали, которые потом наверняка будут включены в тариф. 

Напомним, что о концессиях в городе-герое в очередной раз всерьёз заговорили в 2015 году: в то время многие муниципальные ресурсоснабжающие организации балансировали на грани банкротства, денег на развитие ЖКХ у муниципалитета не было, и на этом фоне государственно-частное партнёрство позиционировалось как реальный выход из тупика. Волгоград вошёл в пилотный проект и стал одним из городов, где предприятия системы ЖКХ взяли под крыло частники. Предполагалось, что за 30 лет инвестор поэтапно модернизирует существующую коммунальную систему и в дальнейшем компенсирует траты за счёт коммунальных платежей, собираемых с населения и организаций.

Дальше ситуация стала развиваться немного не так, как, видимо, ожидали власти. Если с дебиторской задолженностью  частники разобрались, то серьёзно вкладываться в реконструкцию и модернизацию никто не спешил. При этом износ сетей достигал 80%, и для реконструкции требовались многие миллиарды. Чаще всего концессионеры заменяли лишь наиболее изношенные участки сетей, модернизируя наиболее значимые котельные и насосные станции.

   
   

На пути к цифровой прозрачности

Косвенным свидетельством того, что в системе ЖКХ не всё в порядке, является тотальная текучка линейного персонала в ресурсоснабжающих организациях, на которую зачастую жалуются уже и сами коммунальщики. Умелые мастера давно являются дефицитными работниками. В частности, как предполагается, одной из причин вопиющего ЧП с взрывом газа на КНС-7 на юге Волгограда в июле этого года, которое привело к гибели нескольких сотрудников коммунальной насосной станции, мог быть и дефицит квалифицированных работников на стратегическом объекте. 

Поэтому вопрос полной реконструкции волгоградского ЖКХ назрел давно, менять предстоит многое. По словам члена региональной общественной палаты Сергея Жукова, итоговый результат работы аудита концессии тепло- и водоснабжения  нацелен на  повышение эффективности работы системы ЖКХ и  её прозрачности. Предполагается, что в дальнейшем появится единая цифровая система управления ЖКХ, которая будет понятна и самим коммунальщикам, и горожанам, которые чётко увидят, куда уходят их платежи.  

– Учитывая, что волгоградскую коммуналку ожидает серьёзное финансирование в ближайшие годы, разбор «внутренней кухни» концессий и создание подобной системы позволит обеспечить практически полностью перестройку в управлении коммунальным комплексом Волгограда, – считает Сергей Жуков. – По моей информации, аудит займёт полтора-два месяца, а уже через год можно будет говорить о практических результатах.

Как очевидно, для всех рядовых потребителей практические результаты могут заключаться лишь в одном – бесперебойном снабжении качественными ресурсами по приемлемым тарифам. С минимумом неприятных неожиданных аварий и форс-мажорных отключений.