Эксперименты и проблемы. Что говорят эксперты об экологии в Волгограде

Владимир Юдин / АиФ-Волгоград

   
   

В марте отмечается Всемирный день воды. О её качестве и об экологической ситуации в регионе беседуем с доктором химических наук, профессором ВолгГТУ Виктором ЧАПУРКИНЫМ.

 

Воды не будет?

- Виктор Васильевич, в своё время на областном уровне принимались важные долгосрочные законы, например «О питьевой воде». Реализованы ли они?

- Подобные законы у нас в регионе обсуждались лет 15-20 назад. К сожалению, тогдашняя законодательная мысль сильно обогнала жизненную практику. Закон о питьевой воде приказал долго жить - его основные положения остались невыполненными. Государственные органы контроля в лице СЭС тогда признали, что абсолютно безопасная вода в кранах потребителей - это утопия. Во-первых, состояние нашего коммунального комплекса настолько аховое, что уже на стадии транспортировки обеззараженной питьевой воды в наши дома происходит её загрязнение самим трубопроводом. Но если в городах ржавые и старые трубопроводы ещё можно модернизировать, то в сельской местности на подземные водоисточники современные средства водоочистки никто пока ставить и не помышляет. В итоге вопрос о безопасной питьевой воды повис в воздухе.

- Региональную программу «Чистая питьевая вода» постигла та же участь?

- Реализация этой программы позволила бы обеспечить поставку во многие сельские районы хоть какой-то воды. О её безопасности речь уже даже не шла. Но и та целевая программа, по выводам КСП, была выполнена процентов на 15 - 20, сегодня она не финансируется. Даже в самом Волгограде есть посёлки вроде Верхней Ельшанки, 5-го участка ВПЭЛС, где нет качественной питьевой воды. Что тогда говорить про область! Её регион попросту не потянул финансово. В век информационных технологий десятки наших поселений до сих пор потребляют привозную воду в бочках.

   
   

Нужно возобновлять программные действия. Особенно это актуально для Заволжья, юго-запада области.

Парки-«призраки»

- Больше десяти лет вы занимаетесь независимой экологической экспертизой. Прислушиваются ли власть и бизнес к мнению экологов при обсуждении того или иного проекта?

Досье
Виктор Чапуркин. Родился в 1949 г. в Светлоярском районе. Окончил Волгоградский политехнический институт. Профессор кафедры органической химии ВолгГТУ. Доктор химических наук. Председатель некоммерческого сообщества «Профессиональная экспертиза», председатель регионального общественного экологического совета при областной думе.
- Абсолютно безопасных для окружающей среды проектов не существует. Деятельность человека нарушает сложившиеся в природе взаимосвязи. Задача эксперта-эколога - максимально объективно оценить степень воздействия того или иного проекта на окружающую среду, дать точный прогноз безопасности. Нашим экспертам это удаётся. Десять лет назад в волгоградском ЦПКиО началось возведение многоэтажного комплекса. Проект прошел независимую экологическую экспертизу. Мы дали отрицательное заключение на проект застройки части парковой территории. Геологические изыскания показали, что появление высотных домов в этой части города приведёт к резкому повышению уровня грунтовых вод, к просадке домов. Это мы сейчас и наблюдаем. Не говоря уже о том, что само по себе любое жилищное строительство в парковой зоне категорически запрещено градостроительным законодательством. Но тогдашние власти города «выкрутились», обошли прямой запрет на стройку. Чиновники объяснили природоохранной прокуратуре, что де-юре никакого парка уже якобы и не существует! Мол, в прежнем генплане Волгограда ЦПКиО существовал в весьма размытых границах, а в новом он уже и вовсе не значится. Противостояние общественности, бизнеса и властей принесло всё же положительный результат. Хотя много­этажный комплекс в парковую зону всё-таки втиснули, но оставшаяся территория парка отмежёвана и узаконена, а часть стала парком «Дружбы».

Смертельная отрава

- Другая громкая история - создание в посёлке Вишнёвая Балка касторового производства. Как власти умудрились дать добро на подобный завод?

- Чиновники разрешили касторовому производству поработать некоторое время в опытно-экспериментальном режиме - якобы для определения нормативов безопасности. Хотя над чем здесь вообще «экспериментировать»? В любом справочнике по химии сказано: при производстве касторового масла выделяется летучее вещество первого класса опасности - рицин. Это опасный яд, источник раковых новообразований у людей и тяжелейших бронхо-лёгочных осложнений. Тем не менее понадобились годы судебных разбирательств, чтобы это производство закрыть. Но оно отравляло атмосферу почти десять лет!

- Сегодня многих волнует безопасность «Химпрома». Его останавливают, сотрудников увольняют, но завод экологически опасен…

- По безопасности «Химпрома» сегодня у общественных экспертов больше вопросов, чем ответов. Ещё осенью 2014 года на предприятии проводились «келейные» общественные слушания по ликвидации шламонакопителя «Белое море». Это отстойник, в котором хранятся тысячи тонн опасных отходов «Химпрома». Проект независимую общественную экспертизу не проходил. До сих пор нет проекта и поэтапной санации химического промгиганта в целом. Это вызывает тревогу. Ведь за историю этого предприятия там выпускалась не только продукция для народного хозяйства, но и в том числе химическое оружие. Неясно, в каком виде завод продолжит работу. Меня вообще сильно тревожит, когда решение таких вопросов откладывается на потом. Отодвинем интересы безопасности на второй план - уже сегодня получим массу опасных проблем.

Смотрите также: