Дорогое удовольствие. Почему волгоградцы едят мало рыбы?

Елена Чекина / АиФ

Волгоградцы едят в шесть раз меньше рыбной продукции, чем в среднем россияне. Рыбные деликатесы - редкость на наших столах. Что привело к такой ситуации?

   
   

Ретроизобилие

С детства помню чёрно-белую фотографию с подписью «Рыбные пристани в Царицыне на Волге». Изображено на ней вот что: самое начало минувшего столетия, берег Волги где-то в районе нынешней центральной набережной. Всё пространство береговой линии - сплошь в больших и малых судах. На берегу суетятся грузчики, мелкие перекупщики и прочий деловой люд. У рыбных лабазов - бесконечные горы вяленой и свежей рыбы. Видны ценники: стоит всё - копейки. 

Фото: АиФ-Волгоград / Владимир Юдин

Именно поэтому в Царицыне рыба с местных рынков была доступна большинству горожан. Рабочие царицынских лесопильных заводов, грузчики, металлурги получали свыше рубля в день. Соответственно могли себе позволить питаться рыбой довольно часто.

Заглянем на рынок сегодня? 10 августа. Час дня. Центральный рынок Волгограда, известные рыбные ряды мясного павильона. В торговом зале царит неповторимый аромат вяленых, копчёных рыбных деликатесов. Под стеклом прилавков, казалось бы, - всё разнообразие фауны Волги и Дона: охапки воблы, чехони, донских рыбцов, лещей. Ассортимент вроде нравится. Но вот цены…

КСТАТИ
Масштабы браконьерства оцениваются на Нижней Волге и Цимле в объемах в 25 - 30% от официального промыслового вылова. То есть браконьерская «прибавка» - не менее 1,5 тыс. тонн в год. В первую очередь браконьеры стараются добывать рыбу, остро востребованную населением при нелегальной торговле. Нацелены на крупный частик - сазана, леща, судака, толстолобика, щуку, сома. А из осетровых активно вылавливают ме­стную стерлядь и белорыбицу. Рыбоохранных рейдов браконьеры не боятся. Да и штрафов в 2,5 - 5 тыс. рублей тоже.

«А какой смысл мне покупать здесь вяленую рыбу? - усмехается Сергей ПОЛЕЖАЕВ, гость города-героя, житель Подмосковья. - У нас в городе Видное рыба дешевле, да и выбор заметно больше. Товар везут из Астрахани, Дагестана, Азова, с вашей Цимлы тоже».

Да уж… Рыбные деликатесы - вяленые густера, синцы, чехонь - от 230 - 260 руб. за кг, копчёности и того дороже. Живую охлаждённую рыбу сыскать весьма сложно. В чём причина, что некогда наш главный продукт питания стал настолько дорогим?

Промысел в отстойниках

«Сейчас государство не регулирует цены на рыбную продукцию, - рассказывает Сергей ЯКОВЛЕВ, главный ихтиолог управления «Нижневолжрыбвод». - Это делают сами коммерсанты. Вот, к примеру, в Москве объёмы продаж огромные и выручка тоже. Транспортные расходы по доставке цимлянских лещей, судаков, сазанов в столицу практически не влияют на конечную цену. Поэтому рыба стоит одинаково что в Волгограде, где спрос мизерный, что в Москве».    
   

Снижать цены никто не торопится. Ведь рыбный промысел сегодня убыточен.

«В нашем регионе два основных рыбопромысловых водоёма - Волгоградское и Цимлянское водохранилища, - напоминает Яковлев. - Оба они созданы искусственно, оба старше 60 лет. В них накапливается и оседает вся грязь, что попадает со сточными водами, смывается с полей. Сейчас этой грязи так много, что из-за неё уменьшаются объёмы воды. Заиливается не только основное русло, но и участки нерестилищ. Рыбе становится попросту негде размножаться!».

Раз рассчитывать на вылов во внутренних водоёмах не приходится, может, сконцентрироваться на новых направлениях? Увы, прудовое рыбоводство и искусственное рыборазведение в Волгоградской области не стало панацеей от рыбного дефицита. Мешают и недоработки в законодательстве, и нежелание самих рыборазводчиков внедрять новые технологические решения, особенно в области переработки. Мол, и так наши затраты весьма высоки: выжить бы. Получаем замкнутый круг…

ТОЛЬКО ЦИФРЫ
6-7 тыс. тонн рыбы в год вылавливают промышленным способом в регионе. 19,5 тыс. тонн добывали в 1988 - 1989 годах. Не больше 3,5 кг рыбы в год съедают волгоградцы в расчёте на каждого жителя области. 20-24 кг на человека в год - норма потребления.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Миллионы в Волге

Алексей НОСИК, начальник отдела комитета охот­ничь­его и рыбного хозяйства Волгоградской области:

- Ежегодно в специальных рыбоводных хозяйствах (ФГУ «Нижневолжрыбвод», Цимлянский завод по разведению частиковых рыб ФГУ «Аздоврыбвод», ФГУП «Медведицкий экспериментальный рыборазводный завод», ООО «Флора» и СПК «Ергенинский») мы подращиваем за счёт государственных средств и выпускаем в Волгу по 30 - 35 млн. штук частиковых рыб и молоди осетровых. Они не для вылова. Это мера сохранения в Волге необходимого мизера, чтобы ценные рыбы не исчезли полностью, как динозавры. Региональная казна на компенсационные выплаты рыбохозяйствам тратит до 7 млн. руб. в год.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Азия наступает

Анатолий СУДАКОВ, зам. председателя РО Русского географического общества:

- Рыбный рынок нашей страны формируется за счёт продукции, выловленной на территории внутренних и прибрежных вод, а также за счёт импортной рыбы различной степени переработки, как правило, выращенной искусственно. 

Я боюсь, что через какое-то время наша страна может столкнуться с проблемой острой импортной зависимости по рыбе. Если не принять мер по оживлению национальной рыбной отрасли, недешёвая, а в ряде случаев и не очень качественная рыбная продукция из Норвегии и стран Юго-Восточной Азии полностью оккупирует прилавки наших магазинов.

СПРАВКА

В регионе работают 17 рыбоперерабатывающих предприятий. Они коптят, сушат и вялят рыбу, а также замораживают рыбное филе. Глубокой переработке подвергается только 15 - 20% вылавливаемой или выращенной рыбы. Почти отсутствуют такие виды переработки, как консервирование, спецразделка, изготовление балычной и кулинарной продукции.

Смотрите также: