Стены разъезжаются. Как волгоградцы выживают в аварийных домах

Дом-пенсионер рассыпается на глазах. © / Сергей Новицкий / АиФ

   
   

Где найти спасение?

Посёлок находится в считаных метрах от Второй Продольной магистрали. Среди бурьяна, мусора доживают свой век 26 двухэтажных домиков, построенных сразу после вой­ны. Их строители вряд ли подозревали, что они простоят 70 лет. Запас прочности полностью выработан: расходятся стены, падают потолки. Жить там не просто некомфортно, а опасно. 

«В нашем доме живёт в двух подъездах около десятка человек. Сами видите, как мы живём. Если сказать, что дом в ужасающем состоянии, - это ничего не сказать!» - рассказывает жительница дома № 10 Ирина Ефанова, у которой накопилась целая кипа обращений и официальных ответов из различных инстанций.  

Полезно знать
Телефон межведомственной комиссии о признании жилья аварийным: (8442) 73-64-43.

С потолков сыплется штукатурка, сквозь дыру в потолке уже видна гнилая древесная оплётка перекрытий. 

«Мы пытаемся как-то сдерживать эту разруху собственными силами - в одной особенно проблемной комнате на потолок установили стяжки-скобы. Но чтобы весь дом привести в человеческий вид, наших возможностей и средств не хватит!» - говорит женщина. 

«Посмотрите, у нас стены буквально разъезжаются в разные стороны, даже невооружённым глазом видно, перекрытия, дверные проёмы расположены вкривь и вкось, здесь опасно жить», - возмущается Валерий Фисенко из квартиры № 3. 

Рядом с ними живёт многодетная мать Ирина Литвинова, которая всерьёз боится, что однажды на детей обрушится кусок штукатурки. Опасения не беспочвенны - все стены и потолок её квартиры в глубоких трещинах. 

   
   

Конечно, люди жаловались не только журналистам, но и чиновникам. «Дом признан аварийным в 2016 году, а из администрации города у меня есть ответ, что ещё до 1 июня 2017 года всех жителей должны расселить, - удивляется Ефанова. - Уже ноябрь 2018-го, а мы по-прежнему здесь, и что будет дальше, туманно. Пару лет назад дом отключили от газа, а в октябре этого года провода в доме вывели из стен и переделали во временную наружную схему, поскольку нет гарантии, что в набухших стенах не случится замыкание».

Есть ли надежда? 

10-му дому ещё повезло - его и ещё 9 домов посёлка признали аварийным и подлежащим расселению. Остальные 15 домов посёлка точно такие же, но аварийными не числятся. 

«Я живу в доме № 7, который считается благополучным, - невесело шутит жительница Надежда Антонова. - Нам даже начисления за капремонт ежемесячно присылают. Хотя какой уж тут капремонт! В подъезд-то страшно зайти - лестница кусками отваливается». 

В пресс-службе администрации Волгограда признали проблему, однако назвать примерные сроки расселения домов участка № 4 - а там проживает 200 человек - отказались. 

«По закону собственники дома сами должны озаботиться сносом дома, то есть провести общее собрание и наметить с властями меры, сроки по его расселению, но, как правило, из-за пассивности жильцов снос аварийных домов организует муниципалитет, - прокомментировали в мэрии областного центра. - Очередность сноса и расселения дома № 10 действительно передвинута. В порядке временного выхода жильцам дома могут предложить места в манёвренном жилом фонде. Для этого им нужно обратиться в межрайонный отдел по жилищной политике». 

В областной думе сообщили обнадёживающую новость: госпрограмму по переселению граждан из аварийного жилья продлят до 2026 года.

«До 1 января 2012 года в Волгоградской области признаны аварийными 193 дома, - прокомментировал депутат областной думы региона Николай Лукьяненко. - Их расселили по программе переселения с 2013 по 2017 год. Однако после 1 января 2012 года таких домов уже 447! Это тысячи волгоградцев, которые попали в очень затруднительное положение, которым государство обязано помочь и решить их проблему».

Неофициально власти признают: расселение не отдельных домов, а целых проблемных посёлков возможно лишь в том случае, если земельными участками, на которых расположены такие «обитаемые руины», заинтересуется инвестор-застройщик. И при строительстве он возьмёт на себя обременение расселить с этой территории всех прежних жильцов. Но пока подобных спасителей среди застройщиков не видно. 

Смотрите также: