«SOS: мы тонем». Почему водный транспорт Волгограда в большом упадке?

Если в 80-х годах по рекам путешествовало свыше 100 млн пассажиров в год, то в прошлом году эта цифра составила 13 млн человек. © / Иван Иванов / АиФ

   
   

Когда-то из Волгограда ходили круизные суда в Азовское, Чёрное, Каспийское и Белое моря. Теперь, даже в разгар навигации, причальные стенки речпорта выглядят пустыми. Да и на реке танкеров и сухогрузов стало мало. Можно ли сегдня вернуть городу-герою славу «Порта пяти морей»?

Приплыли 

По данным, которые были озвучены на прошедшем в Волгограде заседании Госсовета, глубина водных путей за 25 лет уменьшилась на 25%. Грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза. Для сравнения - в 1990 году объём перевозок по воде был практически равен автомобильному. 

Резко снизились и пассажирские перевозки. Так, в 2015 году водным транспортом было перевезено 13,5 млн человек. В 1980-х этот показатель достигал 100 млн пассажиров в год.  

Вопросы безопасности на реке оставляют желать лучшего. Все помнят трагедию теплохода «Булгария», которая унесла жизни более сотни человек. 

Небезопасны для пассажиров и портовые причалы. Они изношены и не соответствуют современным техническим требованиям. 

Так в чём причина упадка? «Развитию водного транспорта мешает много факторов, - убеждён Виктор Коваль, историк, много лет занимающийся изучением речного транспорта. - Пока волгоградский речной флот каждый год больше теряет, чем обретает. Самый свежий теплоход для местных линий - проекта «Москва» - построен около 30 лет назад. На Волге вы не увидите и скоростных судов на подводных крыльях, и судов глиссирующего типа. Последний такой пассажирский теплоход «Заря 338Р» снят с эксплуатации четыре года назад. Речники говорят, что пассажиров возить нерентабельно. Затраты на обслуживание судов выше, чем прибыль от билетов. На новые суда средств тоже нет».

   
   

Спасение утопающих 

Ситуация с речными перевозками идёт на дно, что же делать, чтобы остановить это падение? 

«Проблема ухудшалась десятки лет, её нельзя взять и резко «поднять» административным желанием власти, - говорит Михаил Бобиченко, бывший речник, рулевой-моторист грузовых судов. - Чтобы активизировать перевозки, нужно восстанавливать по всему пути гарантированные глубины, реализовывать новые гидротехнические решения, нужно восстанавливать систему подготовки кадров. Это затраты на сотни миллиардов рублей».  

«Чтобы местные речные перевозки восстановить, нужна организационная воля региональной власти, - солидарен Коваль. - Например, если автомобильное движение в пойме ограничить, речные линии в этих местах неизбежно восстановятся - до Громков, Покровки, Каршевитого, Чертковского Яра. Ведь транспортной альтернативы речным перевозкам на левом берегу не создано. С круизными перевозками сложнее. Главное, чтобы речной туризм был выгоден и круизным фирмам, и самим волжанам. Пока стоимость одного билета на туристическое судно от Волгограда до Астрахани достигает 30 тыс. руб. и выше. О какой активизации спроса может идти речь при таких ценах? Их нужно делать доступными». 

Мнение эксперта

Владимир Лобойко, заслуженный эколог РФ, профессор ВолгГАУ:

- На Госсовете в Волгограде припоминался проект подъёма уровня в Нижнем Дону за счёт низконапорного гидроузла «Багаевский». Но есть и другие гидротехнические решения, менее затратные и безопасные. Например, стоит вспомнить про ещё советских времён проект переброски части стока Волги в Дон через канал в районе Ерзовки. Он позволит восстановить водность Дона без опасных экологических последствий для обеих рек. 

Смотрите также: