Подрезали крылья. Фермеры могут остаться без с/х-авиации?

   
   

В предстоящий сезон аграрии региона рискуют остаться без сельхозави­ации. Причины тому чисто бюрократические: приняты изменения в нормативную базу, регулирующую сферу. Между тем без авиасельхозработ деятельность целого ряда хозяйств окажется под угрозой. Что происходит, разбирался «АиФ»-НП». 

«Воздушный бой» за урожай

В Волгоградской области около 5 млн га пашни. Под элитными зерновыми культурами размещено около 1,5 млн га. Фермеры и агрокомпании уже привыкли многие виды обработки посевов проводить  при поддержке сельхозавиации, чаще всего сверхлёгких летательных аппаратов (СЛА). По экспертным оценкам, таким образом сейчас выполняется более 80% авиаработ по защите будущего урожая.

«В наших местах без авиаработ не обходится ни одно сельхозпредприятие в округе, - говорит глава хозяйства из Киквидзенского района Игорь Мамонтов. - Если аграрии, умеющие считать каждую копейку, к подобным технологиями прибегают, значит, они эффективны».

«К сверхлёгкой авиации в наши дни относят широко распространённые типы летательных аппаратов - дельталёты, мини-самолёты и т.п., - объясняет вице-президент «Объединённой федерации сверхлёгкой авиации России» (ОФСА) Алексей Кобызев. - Большинство этих летательных аппаратов последние лет 20 очень широко используются по всей стране в нише авиахимработ. Они очень мобильны, не требуют аэродромов базирования, взлетают с любой пригодной площадки, но, главное, могут с высочайшей точностью и в любых необходимых концентрациях распылять агрохимикаты с малых высот - вплоть до нескольких метров. Да ещё при этом экономить дорогостоящие препараты, заодно снижая вредное воздействие пестицидов на здоровье людей».

В агросезон 2018 года, по самой приблизительной оценке, с воздуха было обработано свыше 1 млн гектаров сельхозугодий области. Это более миллиарда рублей в стоимости дополнительно полученной сельхозпродукции высокого качества.

Сколько зерна погубим?

Административный удар по авиации подобного технического класса был нанесён с неожиданной стороны - из Федерального агентства воздушного транспорта (Рос­авиации) при Минтрансе РФ. Руководство Росавиации разослало в регионы нормативное требование со сложной формулировкой. В переводе с официального языка на бытовой, речь идёт об оценке законности выданных ранее сертификатов тем организациям, в составе которых имеются единичные воздушные суда и авиаторы, имеющие свидетельства частного пилота.

   
   

Это означает - до неких лучших времён, известных разве что самой Рос­авиации, деятельность большинства частных предприятий с небольшим авиапарком приостанавливается. Сами летательные аппараты должны быть поставлены на прикол. И это за считаные дни до старта сельхозработ!

«С такими чиновниками Росавиации нам и НАТО с Пентагоном не нужны для подрыва продовольственной безопасности страны», - невесело шутят авиаэксперты. Шутки шутками, но подсчитано: вывод из работы одного летательного аппарата в сезон эквивалентен потере урожая в 30 тыс. т зерна - масштаб одного танкера-зерновоза.

«Возникает вопрос, что делать в условиях подобных тисков, - рассуждает руководитель одного из авиапредприятий Сергей Генералов. - Ответ прост. Надо продолжать работать во благо страны и региона. На носу агросезон, хозяйства ждут поддержки от авиации по защите и сохранению урожая в 2019 году. Между тем у нас сложилось впечатление, что региональная власть занимается отписками, заявляя, что в её полномочия не входят поддержание и развитие сельхозавиации в регионе».

Насчёт отписок эксперт выразился вполне дипломатично. Несколько месяцев подряд представители авиакомпаний, Российская ассоциация СЛА обращались во органы власти, включая администрацию области и облсельхозкомитет, предлагая срочно вмешаться в ситуацию. В ответ пришли успокоительные письма - регулирование авиаработ в компетенцию местных органов власти не входит, так что обращайтесь… в Росавиацию. Круг замкнулся.

Спасуют ли авиаторы и аграрии перед неожиданными препонами сельхозсезона-2019, покажет ближайшее время.

Смотрите также: