Завершился сбор поздних овощей. Фермеры могут передохнуть и рассказать о своей непростой доле. Что ждёт в ближайшие годы региональное фермерство? Вернётся ли нашим местам былая слава «всероссийского огорода»?
На эти и другие вопросы ответил овощевод Павел Чердынцев из Среднеахтубинского района.
Когда смысл есть
- Как вы стали фермером?
- Я родом из этих мест. Но какое-то время после перестройки работал на Камчатке, на рыбацком промысле. Люди там удивительные. Здоровые духом и телом, знающие точно, что им нужно, умеющие дружить, чётко ставить перед собой жизненные цели. Так что, когда вернулся в родные места в 90-е годы, внутренне тоже ощутил себя немного другим человеком. Понял, наверное, - что-то смогу достичь, если точно распланирую намеченное на годы вперёд.
- Тогда и решили фермерствовать?
- Понимание, что работать на земле не только важно и нужно, но ещё и очень интересно, пришло постепенно. Вернувшись в Среднеахтубинский район, я скупал в местных хозяйствах овощи, перепродавал и в какой-то момент подумал: «А почему бы не взять в аренду землю, заняться земледелием самому». Выбрал место во Фрунзенском поселении, где уже были когда-то поля совхоза. Рядом лес, ерик - то есть можно развивать поливное овощеводство. Такое направление для нашей пойменной зоны традиционное.
- Получается, удалось осуществить мечту - быть хозяином своей земли?
- Частично да. Тем более если сравнить положение дел сейчас и на старте. Начинал
20 лет назад хозяйствовать с одной трансформаторной будки в чистом поле. Потихоньку обустроился - и сад вырастил, техническую базу построил, теплицы для рассады, уже несколько лет в планах строительство хранилища для поздних овощей. Много времени ушло на проект, согласования, получение кредита под строительство. Если овощехранилище достроим в течение пары-тройки лет, можно будет смело выйти на производство примерно до 20-25 тыс. тонн овощей в год.
Т. е. нарастить производство в несколько раз к тому уровню, чем сейчас. Овощеводство - это ведь такое дело - продукция очень скоропортящаяся, часть урожая нужно реализовывать буквально с поля. А если совсем нет условий хранения части продукции, горизонтов развития нет.
- Власти ваши начинания поддерживают?
- Если бы не господдержка, не было бы и смысла развиваться. Например, есть государственная программа по компенсации при закупке элитных семян овощей.
А ещё у меня овощи на поливе, а мелиорация - очень высокие затраты, миллионы рублей. Никаких оборотных ресурсов и кредитов на это не хватит, особенно если вы не крупный агрохолдинг, а небольшое фермерское хозяйство. Сейчас государство компенсирует по специальной программе до 70% затрат на строительство и ввод новых орошаемых площадей. Я в этой программе с 2016 года. Мой инвестпроект, который я защитил на господдержку, называется «Строительство орошаемого участка площадью 360 га с приобретением дождевальных установок». Сейчас у меня под орошением около 500 гектаров земли, из них 70 гектаров на верхнем поливе.
Сто гектара к одному
- Чем отличается овощеводство, например, от зернового производства?
- Овощеводство куда дороже. В нашем деле 1 гектар овощеводческой плантации эквивалентен по затратам 100 гектарам зерновых культур.
У «зерновиков» ведь как - посеял весной, да несколько раз за лето сделал подкормку посевов или культивацию и жди себе уборку. У нас если овощи постоянно не поливать, не культивировать чуть ли не еженедельно, хорошей отдачи не получится.
А дел у овощевода хватает с ранней весны, вернее, даже зимы, до поздней осени. В начале февраля сеют семена на рассаду ранних овощей. Чуть позже приходит пора рассады томатов. В открытый грунт рассаду высаживают, в зависимости от погоды, примерно в конце марта - начале апреля. В начале лета раннюю капусту уже убирают. В это же время приходится бороться с сорняком на полях с другими культурами. Полностью полевой сезон заканчивается с наступлением глубоких заморозков, ближе к ноябрю.
Так что в овощеводстве не только финансовые затраты, но и все трудозатраты на полях, по сравнению с производителями зерна, тоже умножаются во много раз. До сих пор прополка, уборка многих видов овощей производится вручную. Соответственно, нужно заранее всё четко запланировать: откуда, сколько наёмных сезонных работников взять, как их оптимально распределить по видам работ.
- Овощеводы специализируются на одной культуре или на разных? Например, у кого-то только томаты, у другого - морковка…
- Монокультура в овощеводстве - путь в никуда. Конъюнктура спроса такова, что заранее рассчитать, определить ценовую картину агросезона практически невозможно.
Монокультура опасна в производстве овощей и с агротехнической позиции. По науке нужно, чтобы разные культуры высевались в строго определённой последовательности. Так и почва не истощается, и многих болезней, вредителей можно избежать…
Есть, разумеется, способ подстраховаться, и он очевиден. Нужно формировать структуру культур в начале сезона под конкретные заказы от партнёров, закупщиков на строго определенные партии овощей.
Камни на дороге
- Вот вы говорите, главная сложность в вашем труде - реализация. Но ведь от ваших полей до Волжского и Волгограда рукой подать. Неужто местные магазины, торговые сети не заинтересованы в продукции, которая, безусловно, первосортная?
- Проблема со сбытом, считаю, пока типична для многих малых хозяйств. Да, у нас недостаточно хорошо работала система «поле - прилавок» при бывшем Советском Союзе, но тогда была хотя бы широко развита система потребкооперации, колхозных рынков. Сейчас сбыт сельхозпродукции фактически приходится отлаживать заново своими силами.
Заново в наших местах сейчас создаются сельхозкооперативы по продвижению местных овощей в торговые сети. Кому-то удается войти в эту систему, кому-то не очень.
В странах Евросоюза, Америке или в Японии магазины активно идут на сотрудничество с фермерами, они заинтересованы продать партию свежих овощей в течение одного дня, там даже цены снижают по мере приближения окончания торгового дня. У нас, чтобы сбыть скоропортящуюся продукцию, пока приходится отчасти заниматься торговлей самим - держать несколько торговых точек в ближайших поселениях.
В общем, много в фермерстве, овощеводстве подводных камней, часть из них даже не стал затрагивать - это отдельные большие темы для серьёзного разговора. Главное, есть к чему стремиться и что развивать.
Мнение власти
Вице-губернатор, председатель комитета сельского хозяйства Волгоградской области Василий Иванов:
- В советское время в Волгоградской области под овощные культуры было отведено более 100 тысяч гектаров. Сегодня под овощи используется порядка 20 тысяч гектаров.
Но в советское время мы максимальный урожай получали в 316 тысяч тонн, а в прошлом году мы получили 1 млн 60 тысяч тонн. В этом году ожидаем даже чуть больше. Это значит, в наши дни каждый овощеводческий гектар работает куда эффективнее, чем в советское время.
Что касается сотрудничества с «Кухмастером» некоторых овощеводов, то здесь, конечно, есть нюансы - у производителя свои требования к потребительским качествам сырья. Например, томаты должны содержать строго определенное количество сухих веществ, иначе паста или кетчуп из них просто не получатся. Поэтому специалисты предприятия берут под контроль занятые овощами площади.
Фермеры, в свою очередь, подстраивают под требования производителя свою продукцию. Подобное сотрудничество необходимо развивать и расширять.
В регионе за последние 2-3 года построены и строятся перерабатывающие производства известных федеральных и международных компаний - уже упомянутый «Кухмастер», а также «Дядя Ваня-Девелей» по переработке овощей и бахчевых. Вторую жизнь получили после реконструкции овощеперерабатывающие заводы на юге Волгограда и в Иловлинском районе. Это полностью меняет картину в овощеводстве - продукция выращивается под конкретный спрос. При этом стоит задача увеличивать объёмы производства продукции не только для глубокой переработки, но и для реализации в свежем виде. Программа господдержки позволяет аграриям наращивать площади складов, строить современные хранилища, увеличивать сроки хранения продукции, активнее выходить за пределы «борщевой группы».
Для овощеводства важно развитие мелиорации. Вдумайтесь в такую цифру - чтобы к 2030 году нам производить в год не менее 1,5 млн тонн овощей, количество поливных площадей необходимо довести до 100 тыс. гектаров; сейчас этот показатель составляет 50,6 тыс. га.
Материал подготовлен в рамках проекта «Соль земли»
Смотрите также:
- «Ротор» рискует и выигрывает. Как трудятся в хозяйстве с 20-летней историей →
- Развиваем животноводство. Фермеры о своих племхозяйствах и господдержке →
- Голштинцы на Дону. Как под Волгоградом живется коровам и дояркам →