Бешенство и чума. С какими инфекциями животных борются волгоградцы?

Владельцы животных обязаны заботиться о своих питомцах, а ветеринары им в этом помогут. © / Александр Фирсов / АиФ

Какая ситуация в регионе по вспышкам африканской чумы свиней? Чем опасен бруцеллёз для человека? И почему на отдельно взятом острове Сарпинском карантин по этому заболеванию не снимается почти четыре года? Как уберечь себя и своих питомцев от бешенства?     
   

На эти и другие вопросы ответила главный ветеринарный врач Волгоградской области, кандидат ветеринарных наук Галина Аликова.

Про африканскую чуму свиней

Лариса Шеремет, «АиФ»-Нижнее Поволжье»: Как обстоят дела в регионе с эпизоотической ситуацией, в частности по африканской чуме свиней (АЧС)?

Галина Аликова: Эпизоотическая ситуация по АЧС в России очень сложная. Как известно, инфекция не имеет границ. Экономические, хозяйственные связи между регионами увеличивают вероятность распространения этого заболевания. В этом году в области было зарегистрировано три вспышки АЧС: в Среднеахтубинском и Городищенском районах, и несколько дней назад АЧС была выявлена в Даниловском районе в одном из крестьянско-фермерских хозяйств. По Средней Ахтубе и Городищу уже проведены все необходимые мероприятия, и карантин в этих двух районах уже снят. На территории Даниловского района начали действовать ограничительные мероприятия. Специалисты комитета ветеринарии и инспекторы сразу же, как только появилось сообщение, выехали в КФХ, была экстренно созвана комиссия по АЧС, и сейчас принимается комплекс мер по локализации опасного очага и предотвращению распространения вируса. В районе проведена установка дезбарьеров, постов, препятствующих вывозу мясной продукции с территории зоны очага.

Досье
Галина Аликова. Родилась в Волгограде. Проработала ветеринарным врачом в Михайловском районе более 16 лет. Окончила Донской сельскохозяйственный институт. С 2001 по 2012 год проработала в ветеринарной лаборатории. В 2012 году была назначена на пост председателя областного комитета ветеринарии.

- Установка диагноз АЧС грозит уничтожением свинопоголовья. Сколько было отчуждено животных? Получают ли компенсацию владельцы?

- Отчуждение - это обязательная, вынужденная мера, без которой остановить распространение опасного вируса нельзя. Эта мера определена во всех правительственных регламентах борьбы с АЧС. Конечно, потери неизбежны, но если не проводить отчуждения в очагах, за короткий промежуток времени в области не останется ни одной свиньи. Итак, в этом году по Среднеахтубинскому району было проведено отчуждение 77 голов, по Городищенскому - 39 голов. В Даниловском районе в зону отчуждения попадает одно-единственное КФХ, в котором содержалась 431 свинья. Компенсация всем владельцам отчуждённых животных выплачивается. Эта величина не постоянная, потому что она рассчитывается по данным Управления статистики по Волгоградской области о цене на свинину в регионе в период возникновения вспышки АЧС. Кроме того, у нас действует повышающий коэффициент, когда речь идёт об отчуждении поросят, чтобы людям компенсировать упущенную выгоду.

- А ошибки в постановке диагноза АЧС быть не может?

   
   

- Мы в областной ветеринарной лаборатории тщательно проверяем материал из вероятного очага заражения. Кроме того, этот материал для исследования мы посылаем в Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии Российской академии сельскохозяйственных наук. У нас в регионе есть все возможности для точной постановки диагноза, но мы идём на этот шаг, чтобы исключить всяческие домыслы и слухи. Более того, у нас были в области случаи, когда нам подкидывали павших животных. И мы в таких ситуациях не принимали поспешных решений об отчуждении животных. Так, например, было в Чернышковском районе. 

- Галина Анатольевна, а есть возможность сказать АЧС: «Прощай»?

- К сожалению, от этого вируса сегодня нет вакцины. И нам, я полагаю, с этим заболеванием придётся долго жить и бороться. Средства только такие - срочная постановка диагноза, меры быстрого реагирования ветеринарных служб, мероприятия по экстренной локализации очага.

Мы подготовили памятки о необходимых профилактических мерах, соблюдение которых снижает риски заноса и возникновения заразных болезней животных, и раздали их всем владельцам животных. Это элементарные правила: корма должны пропариваться, потому что возбудитель вируса АЧС под воздействием высоких температур погибает; не пускать посторонних лиц на территорию своего ЛПХ, потому что очень часто у нас случаи возникновения были связаны с тем, что приезжали «перекупы» из неблагополучных по АЧС соседних областей и привозили вирус на колёсах, на ногах; перед входом в свинарник нужно обязательно класть дезковрики… Но очередная вспышка АЧС наглядно демонстрирует, что правила эти все владельцы животных хорошо знают, но вот не все эти меры предосторожности исполняют. 

Про бруцеллёз

- С 2013 года идут сообщения о заболевании бурёнок бруцеллёзом на острове Сарпинском. Опасно ли это заболевание для человека? Почему так долго не решается данная проблема? 

- Бруцеллёз - антропозонозное заболевание, которым болеют не только животные, но и, к сожалению, человек. Болезнь поражает опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и репродуктивную системы человека. Как правило, люди заражаются этим заболеванием во время ухода за больными питомцами. Два раза в год, весной и осенью, подразделения ветеринарной службы региона проводят обязательные профилактические обработки животных. Ветврачи обходят каждое подворье, каждую ферму. Специалисты всесторонне обследуют животных, проводят клинический осмотр, взятие крови и исследование её на бруцеллёз, лейкоз, туберкулёз. Животные вакцинируются от различных опасных заболеваний. Такая профилактика даёт положительный результат. Большинство районов нашей области стабильно благополучные по бруцеллёзу сельскохозяйственных животных. Но, как и в случае с АЧС, огромную роль играет человеческий фактор. Основной причиной появления на территории региона положительно реагирующих животных является несанкционированный ввоз поголовья владельцами, в том числе и из неблагополучных территорий других областей и республик. У нас практически каждый год регистрируются неблагополучные пункты в Палласовском, Старополтавском, Николаевском районах. Мы успешно там проводим мероприятия по ликвидации болезни. И важно, чтобы владельцы животных в борьбе с болезнями были союзниками ветслужб. Что касается острова Сарпинского, то там жители на протяжении нескольких лет оказывали нам противостояние. Они почему-то решили, что мы хотим изничтожить их скот. Но это не в наших интересах, пока есть животные - есть ветеринарная служба. Не будет скота, и ветеринарный врач вынужден будет «взять шинель и идти домой». Куда только сарпинцы не писали жалобы, что у них нет никакого бруцеллёза. Мы провели шесть исследований крови, полученной от коров с острова, и в лаборатории Волгограда, и для доказательства нашей объективности в лаборатории Россельхознадзора в Саратове. За три года удалось убедить жителей, что не стоит надеяться на авось, без мер по недопущению распространения бруцеллёза инфекцию не победить. Сейчас по острову Сарпинскому ситуация несколько выровнялась, осталось три подворья, где у нас постоянно выявляются больные животные, хозяева которых продолжают всячески препятствовать работе наших специалистов. 

- А как у нас в регионе ситуация по заболеваниям животных бешенством?

- В этом году было зарегистрировано 16 случаев. И на протяжении последних лет мы имеем стабильную тенденцию по сокращению случаев бешенства. Так, например, в 2016 году было зафиксировано в два раза меньше случаев, чем в 2015 году. Основным профилактическим мероприятием при данной инфекции является вакцинация. Владельцам животных раз в год нужно сделать прививку своему питомцу, чтобы обезопасить его, себя и окружающих от опасной болезни. Вакцинация от бешенства проводится бесплатно. Как известно, основным источником болезни являются дикие животные - лисы, енотовидные собаки, волки… И мы несколько лет диких животных прививаем оральной вакциной, которую получаем из федерального центра.

- А как это возможно в условиях дикой природы?

- Охотники показывают места, где бывают плотоядные животные, и наши специалисты раскладывают брикетики с вакциной. Они сделаны на основе куриной приманки, запах и вкус приятен для хищников. Они раскусывают брикет и капсулу внутри него, так вакцина попадает в организм животного. Недавно мы проводили мониторинг диких животных по бешенству. Из трёх лис, добытых охотниками, две оказались вакцинированными и это очень высокий показатель. Но это не значит, что граждане не должны соблюдать меры предосторожности при общении с животными, особенно дикими. Как специалист, который 12 лет проработала в областной лаборатории с опасными инфекциями, со всей ответственностью заявляю, что никогда здоровое дикое животное не подойдёт к человеку, не будет к нему ласкаться. У нас были случаи, когда привозили материал в областную лабораторию, а в сопроводительных документа описывалась предыстория болезни: «Лисичка вышла к костру такая домашняя, ручная. Все с ней поиграли, а затем укус, ослюнение и впоследствии ухудшение самочувствия». Особенно поражает родительская беспечность, когда взрослые детям позволяют гладить и брать на руки пусть и очень симпатичных, но уличных и при этом неизвестно чем больных животных. Бешенство - это смертельно опасное заболевание для человека. И не стоит подвергать себя и своих близких риску.

Про рынки

- Как известно, вся продукция, реализуемая на рынках, прежде чем попасть на прилавок, должна осматриваться в ветлаборатории. Но нередко бывает, что свежую рыбу в жару продают не из холодильников, а продавцы тут же на прилавке рыбу разделывают и потрошат. Специалисты ветслужб должны следить за соблюдением правил реализации?

- Действительно, в соответствии с ветеринарным законодательством запрещается реализация на рынках продукции животного и растительного происхождения без санитарно-ветеринарного освидетельствования. Каждый продавец должен иметь справку о том, что его товар осмотрен, исследован в лаборатории и безопасен для вашего здоровья. Что касается разделки и потрошения рыбы, контроля за температурным режимом при продаже скоропортящихся продуктов, то по закону соблюдение этих требований контролируется Роспотребнадзором. Не стоит относиться к своему здоровью беспечно и покупать у стоящих вдоль трассы продавцов свежую и вяленую рыбу, мясо неизвестного происхождения. Мы регулярно проводим рейды по несанкционированным местам торговли. В этом году наложили штрафов на нелегальных продавцов на 374 тысячи рублей. Но человек должен в первую очередь сам заботиться о своём здоровье и благополучии.

- Многие сельские выпускники стремятся поступить в городской вуз. Вы же, коренная волгоградка, поступили с точностью до наоборот. Из Волгограда отправились учиться в Дубовку. Была такая сильная в юности мотивация стать ветеринаром?

- Профессия ветеринара мне нравилась. Но не могу сказать, что в 16 - 17 лет мы делаем очень осознанный выбор. Но я в профессии уже 30 лет и ни разу не пожалела о своём выборе. В Дубовском зооветеринарном техникуме был очень сильный преподавательский состав. Замечательные учителя-фронтовики Скоблов, Зверев, Тизенин, братья Ожогины, Косолапов. Многие из них уже ушли от нас. У нас в техникуме была очень большая практика, то есть мы, приходя на производство, умели и кровь брать, и вакцинировать, и кастрировать, и лечить животных, и внутривенные инъекции животным делать. По окончании техникума по распределению попала в Михайловский район, где проработала 16 лет. Прошла путь от ветеринарного санитара на свинотоварной ферме совхоза «Секачёвский» до главного ветврача совхоза «Труд». Мой сын, когда оканчивал школу, заявил, что ветеринаром не будет никогда, потому что он хорошо помнит, как его мама подъезжала на лошади к детскому саду, сажала его в телегу и говорила: «Сыночек, сейчас по-быстренькому кабанчика кастрируем - и домой». И так было почти каждый день: то коровку полечим, то свинок привьём… А я ещё в те годы заочно училась в Донском сельскохозяйственном институте в Ростове. А затем мне предложили работу в областной ветеринарной лаборатории в Волгограде. Начинала ветврачом вирусологического отдела, проработала там 12 лет и ушла оттуда с должности заместителя директора лаборатории председателем областного комитета ветеринарии. Вот вся моя трудовая биография.

Смотрите также: