Волгоград, 10 июня – АиФ-Волгоград. У России есть две признанные столицы: Москва и Санкт-Петербург. Это вечные соперники – такие разные и привлекательные. В эти города уезжает молодежь, чтобы учиться и работать. А иногда туда можно наведаться и просто ради культурного досуга. Мы не станем говорить о конкретных мероприятиях, приуроченных к дате. Лучше посмотрим на постоянные черты двух столиц.
Есть город на Неве
Конечно, тридцать шесть часов в плацкартном вагоне — не подарок. Отправляющийся из Волгограда ночью поезд на утро начинает жить особенной жизнью. Есть время поговорить, почитать, ну и выпить – куда ж русскому человеку без этого? Последним «правом» пользуются практически все без исключения, поэтому волнообразно проходящее по вагону опьянение захлестывает пассажиров по нескольку раз в день. К вечеру уже не удивляешься, что суровые вахтовые рабочие дают советы молодой мамочке, как правильно кормить младенца, что делать, если он орет. И замолчит ли он, в конце концов?! Питерская интеллигенция влилась в волгоградский менталитет в общевагонном карточном матче.
Чем ближе к Питеру, тем чаще даже в самых неказистых деревеньках появляются памятники великим русским писателям и поэтам, а на станциях электричек эклектику центральной России сменяют классические питерские бабушки в шляпках.
И вот сам город. Метро чистое, глубокое, кажущееся по сравнению с московским почти пустынным. Хотя в часы пик и тут приходится вступать с населением в самый непосредственный контакт. На станции «Нарвская» обращаюсь к первому встречному с вопросом, как пройти до гостиницы с многообещающим названием «Юность». И вот он, Питер! Подробный рассказ и предложение донести сумку прямо до ворот. Ну, это для нас, не избалованных мужской помощью волгоградок уж слишком.
Студенческая общага, по требованию распахивающая двери перед туристами, вот моя «Юность». Тоже чисто, кровать, шкаф, тумбочка, стол, зеркало. Цена «удовольствия» – всего 500 рублей в сутки. Это в пику тысячам в гостинице среднего класса.
Питер, как и прежде, оказался городом по средствам. Не дешево, но без особых запросов продержаться можно. Цены на еду едва ли не ниже волгоградских. Любовь к местной продукции особенно читается в пивных рядах — холодильники забиты только пивом местного завода. Хочешь другого – бери теплое. Кстати, за распитие алкоголя в общественных местах ловят буквально за руку. Культурный город, ничего не скажешь.
Вообще, ритм жизни в Питере странный — посмотришь, вроде, все на своих местах: и пробки, и потоки людей, снующих по центру стройными колоннами, а копнешь глубже — так раньше 11 никого не застать на рабочем месте.
Цены на музеи самые разные. От скромного «полтинника» за посещение мемориальных квартир до 250 в недавно открывшийся после ремонта храм Спаса на Крови и даже 500 за прогулку на речном трамвайчике. Кстати, в отличие от Волгограда, в Санкт-Петербурге в музеи ходят и местные жители. Делом привычным является посещение по настроению, например, музея-квартиры Анны Ахматовой. Там, в этой крохотной коммуналке, я пришла к выводу, что едва ли не лидирующее место в списке рейтинговых тем для разговоров занимает проблема, кто и как выводит плесень в своих домах. А еще говорят о двойнике губернатора, о том, скоро ли выпадет снег, дадут ли жилье ветеранам, подешевеет ли бензин и почему сохнет хлеб. И будто и не было полутора с лишним тысяч километров, разделяющих наши города.
Город-болото, город-мечта. Утреннее застенчивое солнце сменяется проливным дождем и снова манит дистрофичными лучиками.
Столица, моя Москва
Питерские дожди сменились на мелкую московскую морось. Цена на метро — 28 рублей, а не 25, как в Питере. И в придачу сотни и сотни людей, стремительно, будто по никому не видимой узкоколейке передвигающихся под землей. Неудачнику, не попавшему в их замысловатый ритм, не позавидуешь.
Дорогая моя столица — это исключительная правда. В пику питерскому кофе на двоих в среднем за 300-400 рублей (это вместе с вкусными пирожными) здесь 600-800. Желающим провести досуг культурно, тоже придется раскошелиться. Так, вход в Оружейную палату Кремля обойдется аж в 700 целковых. Затягиваем пояса, ребята.
Разговоры на улицах уже совсем другие — что делать с падением курса евро и отчего все-таки умер Джобс, что выбрать на время каникул — Францию или Италию, как быть, если на фитнес не успеваешь, а йога только в четверг... При самом здоровом самомнении начинаешь чувствовать себя не в своей тарелке. Кому как, но мне было проще поддержать тему плесени.
И, тем не менее, у Москвы свое неповторимое обаяние — снующие потоки туристов, почему-то в основном японцев, судорожно щелкающих затвором фотоаппаратов всё подряд, лоск центральных улиц и огромные витрины сменяющих друг друга бутиков. И если в Питере чувствуешь благоговение перед историей страны, то в Москве — перед ее убедительным богатством.
Столица, как ни банально прозвучит, это, конечно, пробки, доведшие москвичей до ручки. По радио в прямом эфире крик души: «Я два часа не могу повернуть в родной двор, до которого осталось всего . Твою мать, когда ж это кончится?!» Потоки растягиваются на несчетные километры, и становится понятной ухмылка на мой вопрос: «Может, вызовем такси?» Кстати, в последнее время особенной популярностью в Москве пользуется мото-такси. Полчаса – и ты в любом конце города, но это для экстремалов.
Вообще-то, день среднестатистического жителя столицы мало чем отличается от нашего с вами. И все те «заморские» перспективы, которые рисует наше завистливое воображение, зачастую остаются за бугром бытовых проблем, на решение которых все меньше времени. Разменной монетой становятся именно бесценные минуты, которые исчезают в метро, пробках, магазинах, недрах айподов и айпадов.
Здесь неудивительным покажется встретить на улице звездного актера, но невозможно попасть в театр с именем, здесь все говорят о моде, а в магазинах обычный ширпотреб, здесь проще купить корнишоны, чем репчатый лук.
Город контрастов, город-вокзал, встречающий и провожающий своих жителей все чаще по одежке. И так неожиданно было всмотреться в него, проплывая по Москве-реке на пароходике, вдруг показавшийся таким неспешным и красивым, где-то уютным, где-то грандиозным.
По пути домой я думала, хотелось ли бы мне жить в одной из столиц с их манящими перспективами в работе и карьере, театрами, концертами да даже разнообразием (как ни крути) на магазинных прилавках. Пожалуй, нет. И дело не столько в слепой патриотичности — проблем в Волгограде хватает, сколько в понимании, что от себя не убежишь и города тут ни причем. А Питер и Москва хороши сами по себе — пока нас там нет.
Смотрите также:
- «Мы нашли Шамбалу». Как молодая семья бросила все и пустилась в путешествия →
- Волгоградская «элита» напоминает античных богов →
- 25 особенностей настоящего волгоградца →