Историческому дебаркадеру осталось жить до конца апреля

Фото: автора

   
   

Вековая история речной достопримечательности Волгограда, «родные братья» которой успешно функционируют в верховьях Волги, заканчивается плачевно. Столетний дебаркадер может пойти под снос.

Уничтожить историю 

Удивительно, с какой лёгкостью у нас принимаются решения по уничтожению истории. И это в городе, где настоящую «старину» впору по крупицам собирать. Всего в 20 минутах езды от Волгограда прямо в лесу у воды «приросла» к земле столетняя деревянная плавучая двухпалубная пристань – дебаркадер, который ещё до революции верой и правдой служил людям в Камышине. Но там он был списан и «прибился» в качестве гребной базы к Волгоградской физкультурной академии. Министерство спорта России списало плавучую пристань с баланса ВГАФК после того, как её признали непригодной к эксплуатации. В официальных документах значилось расплывчатое постановление, мол, непригодна к спуску на воду в означенной акватории. 

На днях власти региона провели конкурс на определение подрядчика, который в считанные дни снесёт достопримечательность, сулившую грамотному бизнес-сектору неплохой доход в качестве, например, загородного клуба. Однако ставшей ненужной купеческой громаде в 1,5 тысячи квадратных метров площади чиновники вынесли вердикт: «Выполнить работы по демонтажу деревянных конструкций дебаркадера на загородной базе ВГАФК в районе г. Краснослободска». Сроки определены до конца апреля. И сумма за демонтаж тоже определена – первоначальная цена тендера составила около 2,5 миллиона рублей. Однако очень быстро среди подрядных организаций нашлась готовая уже в этом месяце снести плавучую пристань «всего» за 800 тысяч рублей. В Волгоградской академии физической культуры сказали, что вопрос о демонтаже решен бесповоротно. А значит, бесценное, прекрасно сохранившееся историческое здание пойдёт на доски. Жаль. 

Плавучая красота 

Журналисты, активисты интернет-сообществ, политики, да и просто неравнодушные горожане начали сбор подписей против демонтажа старого дебаркадера, составлять запросы в различные инстанции и предлагать всевозможные идеи спасения плавучей пристани. Например, можно устроить в величественном историческом здании клуб или кафе, учитывая красоты места и близлежащий пляж – идея могла бы окупиться сторицей. 

Направлены правительственные телеграммы министру спорта России Виталию Мутко, запросы в министерство культуры Волгоградской области, губернатору Волгоградской области Сергею Боженову с просьбой не допустить разрушения дебаркадера. Среди заинтересованных судьбой двухпалубного красавца оказались и бизнесмены, которые высказали желание выкупить его и отремонтировать под музей. Ответа ни по стоимости, ни по реализации предложенных идей они не получили. Среди защитников дебаркадера есть и те, кто собственными глазами видел плавучих гигантов – такие пристани не так давно украшали правый берег Волги в самом центре города. На них пассажиры речных трамвайчиков поднимались по сходням, уже на дебаркадерах покупали билеты, на них же располагались буфеты и залы ожидания. Сегодня в чудом пока ещё сносно сохранившемся главном зале те самые окошки кассиров будто замерли в ожидании очередных покупателей. 

– Это не дебаркадер старый и дряхлый. Просто хозяин безрукий и бездумный, – уверены активисты, которые вот уже не первый год пытаются отстоять права дебаркадера. – Уже традицией стали фотосессии и даже свадебные выезды на бывшую пристань. Люди хотят её сохранить для своих же детей, которые воочию смогли бы увидеть речную историю своего края. 

   
   

Приглядишься к этой посеревшей от времени махине, и становится понятным, что притягивает сюда юных «паломников». Свойственные царицынской архитектуре вензеля ещё целы, крепок брус и надёжны бетонные «сваи». Постройка, несмотря на недавно выбитые стёкла и кое-где разбросанный мусор, не производит удручающего впечатления. Вид её вполне соответствует общему городскому запустению. 

МНЕНИЕ

Уплывшие вокзалы

На Волге большие и малые плавучие речные вокзалы были главной приметой речных сообщений на протяжении столетия. Ещё в Царицыне напротив нынешней Центральной набережной путешественников встречало сразу несколько солидных плавучих речвокзалов, оборудованных по последнему слову удобства – с буфетами, залами ожидания, кассами и даже залами для синематографа. Тогда это было «лицом» не только реки, но и самих волжских городов. 

Плавучий вокзал в Камышине, сейчас гниющий на левобережье Волги, имеет яркую историю. Пристань «Камышин» располагалась в районе нынешнего краеведческого музея. Камышане вспоминают, что к пристани вела крутая деревянная лестница. 

Её часто ремонтировали после зимнего периода. А в Волгограде причальные речные «ворота» работали вплоть до начала перестройки.

Интересно, что в отличие от нашего региона некоторые города на Волге, наоборот, бережно восстанавливают и ремонтируют дебаркадеры. Так, в Подмосковье есть даже реставрационная фирма, которая специально занимается переоборудованием старых дебаркадеров в современные плавучие гостиницы, рестораны, турбазы, давая плавучим пристаням вторую жизнь. Такие проекты уже реализованы под Самарой, Нижним Новгородом, на водохранилищах канала «Москва-Волга». Но пока знатоки речного судоходства с грустью отмечают – уходят в историю не только пристани, но и само понятие «речные пассажирские вокзалы» на Волге и Каме. Во многих городах бывшие речвокзалы либо разрушены, либо превращены за ненадобностью в торгово-офисные центры. Наш Волгоградский речпорт исключением, увы, не стал. Самый крупный речпорт в Европе, построенный в 1980 году, он так и не дождался потока речных туристов, зато XXI век встретил в ужасном состоянии – с заброшенной уникальной надстройкой-башней, где проектировался огромный ресторанный комплекс, полуаварийными причальными стенками, которые выставляли на торги, и обшарпанными облицовочными плитами…

Фёдор Ермолов,

сотрудник музея-заповедника «Старая Сарепта»
 

Смотрите также: