Моджахеды живут рядом с волгоградцами

   
   

После того как из Афганистана ушли наши войска, в Россию потянулись жители этой страны, которые сотрудничали с Советской Армией. К власти пришли моджахеды. Советская пропаганда называла их членами террористической группировки, русские солдаты – духами, а сами себя они величали воинами джихада.

Но борцов за веру вскоре сменили радикальные талибы. И моджахеды побежали вслед за сторонниками Бабрака Кармаля в наши города. С некоторыми из них мы встретились в Волгограде.

Если говорить конкретно – на рынке Тракторозаводского района. Бок о бок там торгуют обувью как наши союзники, так и бывшие противники. Число их в городе доходило до трёхсот человек, сейчас осталось втрое меньше. Председатель Афганской общины Волгограда Мезамуддин Бахави говорит, что остальные уехали в Европу и на Украину: там легче получить регистрацию и гражданство. А здесь почти все занимаются розничной торговлей. Из моджахедов остались трое. Мезамуддину обидно, что «духи» оформили российское гражданство, а те, кто были на стороне русских, нет. 90 процентов их стоит на учёте в УФМС, чтобы получить статус беженца. Пока его имеют человек пять.

– Общаемся, на праздниках тоже бываем вместе – на Курбан-байрам, Руза-байрам. Отношения ни разу не выясняли, хотя я был капитаном уголовного розыска и сражался с моджахедами, до сих пор они мои враги.

Вера у всех одна, традиции тоже, афганцы отличаются только языком. Больше всего в Афганистане и Волгограде пуштунов, которые говорят на пушту. Следом по численности идут таджики (их язык – дари), на третьем месте –  хазарейцы, или хазара. И все жалеют, что распался СССР: мощное было государство, людям в нём жилось спокойно. Хотя введение советских войск в их страну никто не одобряет. Даже Ясин Мохаммад, который служил в МВД Народно-Демократической Республики Афганистан и воевал с моджахедами.

Новый год празднуют всей общиной. Праздник приходится на 21 марта, следующим по древнеиранскому календарю будут отмечать наступление 1390 года. В одной комнате соберутся мужчины, в другой – женщины. Если решат провести торжество на природе, жёны останутся дома. Все будут есть любимый плов и шашлык, спиртное запрещено.

   
   

Кстати, плов прекрасно готовит Шафи Мухаммад, в казанах приносит его на рынок и кормит соплеменников. Тем и живёт с матерью. Жены у него нет, развёлся. Раньше в афганских семьях такого не было, сейчас – сплошь и рядом. В молодости Шафи учился в Волгоградском политехническом институте, теперь пришлось кашеварить. На родине он сражался за идеи Бабрака Кармаля, соратником которого был его двоюродный брат.

Можно сказать, на своих бывших соперников они не обращают внимания. Враги теперь – талибы и американцы, которые якобы воюют с талибами, а на самом деле, убеждены волгоградские афганцы, всё наоборот. Новые воины джихада нужны армии США для  оправдания своего присутствия в Афганистане. 

Смотрите также: