На перемене все смешалось, смуглые лица, русые волосы, глаза с раскосинкой. Просто не верится, что это обычная школа обычного села Верхнепогромного Среднеахтубинского района.
За Ханом пришли остальные
Завуч Елена Павлова уточнила: сейчас у них 62 процента русских, 23 процента корейцев, 9 процентов таджиков, 3 процента азербайджанцев, полтора процента казахов и 0,8 процента чеченцев. К кому отнести Юлию Ли, она не знает: считается узбечкой, фамилия корейская, в близкой родне есть русские и поляки. Да это не важно ни девочке, ни учителям: Юля просто хороший человек и такая же ученица.
Казахи и чеченцы жили в этом степном селе всегда. В девяностых сюда потянулись из Узбекистана корейцы. Так в школе появился Саша Хан и вместе с ним – настоящий интернационал. Причём корейцы в нём занимают всё больше места. Грамотные, русский считают родным языком (данные последней переписи).
– Дети умненькие, хорошие, – уверяет завуч Павлова. – Семьи тоже: есть у них и пьющие родители.
– Всем хороши. Но критику не воспринимают – их можно только гладить, – для полноты картины добавляет учитель биологии Ираида Ермола. – Чеченцы? Азербайджанцы? Те первые приходят на помощь, между собой очень дружны.
Интересно, как к этому нашествию относятся дети коренных жителей? Вот одна из местных, старшеклассница Марина Беляева. Смуглая черноволосая девушка сказала коротко: «Корейцы сейчас как русские». То есть свои. Сама она на четверть цыганка, прекрасно поёт и читает стихи. Но резкая, говорят учителя, в детстве могла мальчишек позадирать. К счастью, драк на национальной почве не бывает. А если случится стычка, никто никого не поддерживает: все стоят и смотрят, пока учителя не разгонят. Больше всего в корейцах дети любят их кухню, на школьном фестивале народностей она занимает первое место. У кореянки из пятого класса почтительное отношение даже к соплеменнице из седьмого, все обращаются только на «вы». По-своему они хоть и не говорят, но и не ругаются. Девушки поделились со мной самым оскорбительным словом – «пабу». Оно означает всё: дурак, дебил, урод. На большее корейцы не способны, и это с завистью слушают русские. Зато корейцам нравятся русские праздники. Несмотря на мои протесты, кореянки продолжают: «Мы ходили христославить, так здорово!» С тех пор считают себя православными.
Из-за недавней войны в селе прибавилось чеченцев. Их девушки только дома к мужскому полу почтительны, а в школе толкают мальчишек запросто. Парни тоже ничем не отличаются, разве что пристрастием к восточным единоборствам.
Спортзал с колоннами
За последние годы погроменский интернационал пополнился таджиками. Спрашиваю Дилшота Назирова из шестого класса: трудно в России?
– Нормально, язык знаешь – свой.
К этому Вавилону в селе привыкли. А как быть с новыми стандартами для младшей школы, здесь не представляют. Да, верхнепогроменцы седьмой год занимаются по программе развивающего обучения, которая подходит к этим стандартам. Для будущих первоклашек уже и учебники подходящие завезли, а дальше дело стало. Начать с того, что физкультура должна быть три раза в неделю, а в начальной школе нет спортзала. Эти уроки идут в коридоре. В основном корпусе спортзал есть, даже с колоннами – ими подпёрли потолок, чтоб не упал. Даже в компьютерном классе один комп на два-три ученика, в других и того хуже. Вот вам и новые стандарты.
Смотрите также:
- Будущий клерк. Почему нельзя требовать от школьника хороших оценок →
- Випы Волгограда вспомнили школьные годы →
- Выпускники учат алфавит →