«Курятники» уродуют Волгоград

   
   

 

Коренной петербуржец, градостроитель и реставратор Сергей Сена перебрался в наш регион в середине 90-х. И вскоре заявил о себе как тонкий знаток архитектурной ис­то­рии Царицына – Ста­линг­ра­да – Волгограда, дающий сто очков вперед многим местным краеведам и архитекторам. О современном Волгограде ар­хи­тек­тор-рес­тав­ра­тор говорит и с восхищением, и с заметной болью.

Куда нам до Гавра!

«АиФ»: – Сергей Львович, чем закончилась история с включением архитектурного ансамбля центра Волгограда в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО?

Сергей Сена: – Предлагающие эту идею специалисты приводили пример французского Гавра, центр которого был разрушен в 1944 году в результате варварской бомбардировки англо-аме­ри­канс­ких союзников. Этот город был, как и Сталинград, отстроен заново по единому проектному решению известного зодчего Огюста Перре. В 2005 году именно за эти послевоенные кварталы Гавр был включён в список объектов Всемирного наследия. Исторический центр Сталинграда 40 – 50-х годов, исполненный в едином ансамбле «сталинского классицизма», тоже можно было бы включить в перечень ЮНЕСКО. Если бы не одно существенное «но». И городские власти, и рядовые горожане наплевательски относятся к собственному градостроительному наследию. С формальных позиций закона об охране объектов культурного наследия преступны деяния бабушек-дедушек, устраивающих из своих исторических балконов на улицах Мира, Советской, Комсомольской «курятники» из досок и пластиковой вагонки. А чем лучше предприниматели, отделывающие сайдингом фасад памятника архитектуры на улице Мира?

«АиФ»: – Неужели в деле сбережения памятников архитектуры нет разумного оптимального подхода?

С.С.: – Во времена СССР были научные разработки по цветовому, световому, дизайнерскому оформлению улиц, фасадов зданий по «красной линии». Я никоим образом, не призываю вернуться к скучной единообразной серости, временам «совдеповщины». Но я против той оформительской вакханалии, что сегодня творится в историческом центре Волгограда. Разномастная тротуарная плитка, газоны, уличные турникеты, фонари, скамейки, оформление цокольных и первых этажей – всё это пока находится в жутком диссонансе между собой и главное – совершенно не сочетаются с архитектурой «сталинского классицизма».

   
   

В поисках местного Арбата

«АиФ»: – В чём главная проблема нынешней городской градостроительной жизни?

С.С.: – В современном Волгограде нет, в строгом понимании этого слова, местного населения. Не более 10% нынешних волгоградцев могут сказать, что они – коренные потомки царицан или хотя бы довоенных сталинградцев. Это беда многих городов, которые находились на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны, испытали на себе массированное разрушение военными действиями. Некоторые исследователи считают критическим уровень даже в 25% местного населения в соотношении с новопришлыми. Потому что живущие здесь люди не осознают своей взаимосвязи с этой землёй, городской и ландшафтно-природной средой, её многовековыми традициями, особенностями. Волгоград может легко потерять самобытность. Всякий чиновник-вре­мен­щик пытается оставить на городском ландшафте достаточно нелепые на деле символы. Появляется то памятник князю Александру Невскому, который в Царицыне никогда не бывал, то памятник Григорию Засекину с нелепой турецкой саблей в руке, который основал и строил Царицынскую крепость совершенно в другом месте – на Царицыном острове – в районе нынешней стрелки приверха острова Голодный. Но уж никак не на правом берегу Волги. Единственно достоверным в ряду этих попсовых монст­ров-новоделов смотрится па­мятник-бюст Петра I в парке Победы. Размещение этого памятника в этой части города оправданно хотя бы с тех позиций, что лик Петра обращён в ту сторону, где когда-то стоял дом коменданта Царицынской крепости, где русский государь достоверно останавливался пару раз во время Азовских походов.

Максимовы против Землячки

«АиФ»: – Мода на «всё царицынское» захлестнула многих наших предпринимателей и чиновников. «Зацарицынский форштадт», «Царицынский ломбард», «Царицынская муза», возвращение улицам старых названий. Может, это увлечение пойдёт нашим жителям на пользу в плане изучения родной истории?

С.С.: – Подобная мода – дело хорошее. Наверное, придёт время следующей стадии возврашения памяти – у нас вспомнят наконец-то о выдающихся земляках и активных, целеустремлённых людях: промышленниках, купцах, деятелях культуры, искусства, что действительно вложили в этот город частицу себя. Вспомнят о купцах и промышленниках Миллере, Лапшине, Репникове, отце и сыновьях Серебряковых, братьях Максимовых, братьях Рысиных, братьях Нобель и многих-многих других. Именно они сотворили «Русский Чикаго», построив в провинциальном уездном городе водопровод, трамвай, театр, картинную галерею, разбив парки и скверы. О таких людях-созидателях нашего города и нужно хранить добрую память в поколениях, называть их именами улицы, ставить скромные, но правдивые памятники. Время вспомнить, переосмыслить настоящих героев, уверен, скоро придёт…

СПРАВКА «АИФ – НП»

Сергей Сена – руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по ЮФО, обладатель главной российской архитектурной премии «Прометей» в номинации «Реставрация памятников истории и культуры», действительный член Русского Географического Общества.

Смотрите также: