Сторожевая школа

   
   

Четырех учительниц я встретил по дороге из школы. Автомобили в их Чухонастовке ездят по великим праздникам, по асфальту от саратовской трассы в село можно идти час и два – никого не встретишь. Но тишина  обманчива: здесь кипят бешеные страсти из-за скорого закрытия школы.

Родина без флага

Остатки села с тревогой показывает местный житель Николай Пименов:                                                                               – Вон там была молочная ферма на два гурта. Здесь – свинокомплекс, тоже пустует. Конюшню развалили, хотя у нас и сейчас ездят на деревянных подшипниках. Раньше водопровод был, а теперь воды нет, речка Балыклейка – и та пересохла. Ни родины, ни флага. 

Говорит, село теперь только школой и держится. Может, есть у него в этом свой интерес – жена работает завучем, но то же самое думают и другие жители. Так что можно было не передавать чухонастовцам слова заместителя главы администрации Камышинского района  Ованеса Веропотвельяна, ради которых я и пришёл сюда:                                 - Школа основная, хотя осталось менее сорока учеников. Вероятнее всего, к следующему учебному году её уберём и будем возить детей в соседнюю Антиповку.

Директор девятилетки Наталья Дуда тоже в шоке:                                                                                                                 – Планируют сделать здесь начальную школу. У меня руки опускаются, многие родители говорят, что переедут в Камышин, а здесь и так жить некому.

Она согласна, что накладно держать девятилетку на 38 детей (в выпускном классе и вовсе один ученик). Но закрыть её не дают разум и сердце. Как бросить вот эту пристройку, которую сами обшивали, эти кабинеты с хорошим ремонтом? Жаль даже классную доску тридцатилетней давности – на ней писали мелом ещё родители нынешних учеников. Только-только обзавелись музыкальным центром с караоке, DVD, компьютерами с Интернетом. И вообще всё стало как у людей: мастерские, библиотека, а спортзалу в полторы сотни квадратных метров многие позавидуют. Оставь даже на полгода – ничего не соберёшь. Так уже было с детским садом: закрыли на время, свезли оборудование на склад и разворовали. 

Может, велики расходы на учителей? Но директор говорит, что с надбавками за классное руководство и кружки получают девять тысяч, а так больше шести ни у кого нет.

   
   

Приработок у каждого учителя начинается дома. У директора две коровы, свиньи, утки. И так у каждого, не считая огорода. Ещё дрова нужно готовить, печку топить. Газ ведь даже до соседнего села не добрёл, хотя в этой глуши его ждут лет двадцать.

За Далем – даль

Завуч Наталья Волкова говорит, что родителям учеников от закрытия школы тоже станет хуже. Сейчас здесь готовятся к собранию для психологической помощи неблагополучным. Приедут специалисты из реабилитационного центра, облегчат душу. Если из села уберут школу, эти связи тоже нарушатся. Дети сейчас и вовсе из школы не выходят – у пап и мам заканчивается полевой сезон, дома почти не бывают. Завуч тоже считает, что деревня почти одной школой держится:

– То праздники проводим, то выступаем перед сельчанами. Мусор на улицах хоть раз в год убираем, деревья сажаем, митинги помогаем проводить.

Она подводит меня к стенду с видами Чухонастовки. Красиво, говорю, только название какое-то странное. Наталья Ивановна слегка обижается и показывает цитату из Даля, выписанную здесь же. Чухонастовка означает тихий сторожевой пост. Которым и является сегодня местная школа.

КСТАТИ

К началу этого учебного года в области закрылись около 30 малочисленных сельских школ.

 

Смотрите также: