В прошлом году в Волгоградской области из семей опекунов, приемных родителей и усыновителей в детдома и приюты вернули 152 ребенка.
Специалисты называют это вторичным сиротством. Дети, которые однажды уже лишились любви и заботы кровных родителей, теряют семью во второй раз. В половине случаев вернуть ребёнка просили сами приёмные родители, в каждом шестом случае инициатива исходила от органов опеки и попечительства из-за плохого выполнения опекунами своих обязанностей. В прошлом году было выявлено три случая жестокого обращения с детьми.
«Не сошлись характерами»
Только в одном детском доме №2 Волгограда живут девять таких «вторичных» сирот. Большинство из ребят наотрез отказываются говорить на эту тему и стараются скорее забыть свой опыт жизни в семье, которую хотелось назвать своей. По словам директора детского дома №2 Алевтины Крапивиной, в основном возвращённые дети не держат зла на бывших опекунов. Детям ещё присуще чувство прощения, они даже жалеют и сочувствуют им. А отказ от разгово ров – это просто способ защиты.
Вике 14 лет. Из замещающих семей вместе с младшей сестрой она возвращалась в приют уже дважды. Про первую ничего хорошего вспомнить девочка не может, как и про родных родителей:
– Родители пили, и нас забрали в приют в Ленинском районе, – рассказывает Вика. – Первое время мы с мамой созванивались, но однажды она сказала, что мы ей больше не нужны. Потом я узнала, что умер отец.А вскоре для девочек нашлась подходящая приёмная семья...
Через месяц «семейной» жизни Вика попыталась покончить с собой, проглотив горсть таблеток. Говорит: в семье над ней издевались. Еще через пару месяцев в больницу привезли и младшую сестру – девочка была синей от побоев. Официальная версия в личном деле: от девочек отказались «из-за болезни опекуна».
Со второй семьёй – «тётей Олей» – у Вики с сестрой поначалу всё шло хорошо. Новая мама их не обижала: делала вместе с ними уроки, кормила вкусностями, покупала красивые вещи. Но однажды Вика вернулась от родственников и узнала, что сестра в больнице. А там девочкам объявили, что они возвращаются в приют. «Тётя Оля» заявила, что так и не смогла установить с детьми контакт.
У 15-летней Насти совсем другая история. Четыре года назад она сама решила уйти из приютившей её семьи.
– Я прожила там всего полгода, – рассказывает Настя. – Не сошлись, наверно, характерами, и вообще – мне не хватало любви и ласки. Хотя меня никто не обижал и отношения были хорошие, но я всё равно чувствовала себя чужой. Я когда с мамой жила, привыкла сама искать еду и решать, где ночевать. А там всё было непривычно. И я решила вернуться в детдом – к своим друзьям и воспитателям.
...Сегодня обе девочки оканчивают школу и мечтают о будущем. Они уверены, что в их семьях будет всё иначе. Они-то точно смогут полюбить чужого ребёнка.
– Что нужно, чтобы полюбить чужого ребёнка? – рассуждает 14-летняя Вика. – В первую очередь – чувство материнства. А не так, как некоторые: сначала «мамочкой называйте», а потом бросают детей. Я верю в бога и иногда спрашиваю – за что мне это всё? Думаю, что каждому в жизни дано испытание и его нужно пройти. И я уверена, что в моей жизни всё будет хорошо – я не повторю ошибок своих родителей.
Золушка из приюта
Понимая, как трудно адаптироваться в новой семье их воспитанникам, в детском доме №2 создали проект «Дорога к дому» в помощь детям и их новым семьям. По словам Алевтины Крапивиной, самое главное, что должны сделать приёмные родители, – это «снять розовые очки».
– Детям, живущим в детском доме, не нужна жалость или сочувствие, – говорит педагог. – Они хотят искренних чувств, искренней любви. А как раз на неё способны далеко не все опекуны. Многие люди усыновляют детей, пытаясь заменить ими своего погибшего ребёнка. Из-за того, что ребёнок не вписывается в идеальный образ, происходит непонимание. Если взял дитя – полюби как родного. Иначе ничего не получится.
По словам завотделом семейного устройства областного комитета по образованию Ольги Комендровской, порой детей забирают из-под опеки, потому что появляется возможность вернуть их в родные семьи. Но часто причиной возвращения становится отсутствие взаимопонимания между взрослым и ребёнком, конфликты, причём чаще всего – с родными детьми опекуна. Иногда дети сами просятся обратно в приют – скучают по друзьям.
Нередко усыновлённые дети становятся бесплатной рабочей силой и кормильцами новых родителей, ведь выделяемое пособие на содержание таких детей – очень неплохое. Так, в одном из районов области девочку-подростка собирались отдать в патронатную семью, а директор приюта воспротивилась – не отдам и всё! Ребёнка там будут использовать! Провели проверку и пришли к выводу, действительно, планировалось, что девочка должна нянчить грудных детей и работать по хозяйству. Этой семье было отказано.
Смотрите также:
- «Мы принимали детей в семью не из-за тщеславия». Как стать приемной мамой? →
- Волгоградка не помнит, как рожала дочь →
- "Приемным детям сады не положены?.." →