Почему резко снижается объём строительства и количество возводимых объектов? Есть ли шансы оживить отрасль? Об этом рассказал строитель, экс-глава регионального строительного комитета Николай Кундрюков.
Лукавый локомотив
Сергей Новицкий, «АиФ» - Нижнее Поволжье»: Вы отдали строительной сфере много лет. Как бы вы охарактеризовали ситуацию, которая сейчас в сфере строительства: стагнация, кризис, что-либо иное?
Николай Кундрюков: В строительной сфере региона усугубляются глубокие кризисные моменты. Мы всё дальше уходим от рекордного показателя по жилищному строительству 2014 года, когда по области было сдано свыше миллиона, вернее 1,2 млн кв. м жилья, и больше половины от этой цифры приходилось на областной центр. И с большей вероятностью - худшее впереди. Боюсь, семь-восемь очень трудных лет для строителей нас ожидают точно.
- Почему кризис нарастает?
- Негативные тенденции в строительстве обострились ещё лет пять назад. Но это консервативная отрасль, и какое-то время способна развиваться по инерции. Сейчас, увы, у строителей закончились возможности много строить - стоимость стройматериалов, работ постоянно растёт, а отдача от стройбизнеса падает.
С другой стороны, в жилищном строительстве наметился кризис не только предложения, но и спроса. Покупательская способность граждан тоже падает. Не спасают даже различные ипотечные, кредитные механизмы, поскольку они всё-таки рассчитаны на то, чтобы подхлестнуть спрос на фазе роста, а не при его сворачивании. Даже перспективная госпрограмма по поддержке строительства «Жильё для российской семьи», по данным Минстроя, начинает буксовать. Заявленные в госпрограмме объекты всё чаще сдаются с опозданием.
- Но есть и другие механизмы стимулирования отрасли. Разве ЧМ-2018 не является таковым?
- Надежда волгоградских строительных компаний как-то заработать на мундиале, увы, не оправдалась. Ни волгоградского бетона, ни конструкций и канатов, ни самих местных организаций на объектах ЧМ вы практически нигде не встретите. По большей части тон задают федеральные подрядчики.
- Что мешало зайти на эти объекты волгоградцам?
- Мешает, если так можно выразиться, 44-й Федеральный закон. Нормы закона прописаны таким образом, что они облегчают выигрыш тендеров на бюджетные строительные объекты крупным компаниям. Вроде бы и прямой коррупции нет, но нет и прогресса. Есть болото безнадёги. Допустим, предложит некая компания «Х» на данный тендер самые дешевые стройматериалы и стоимость работ на 30-40% ниже среднерыночных - она тендер и выигрывает. Но проблема в том, что кроме данного «преимущества» компания-чемпион не обладает более ничем, прежде всего у неё нет квалифицированных строителей, техники, производственной базы и т. п., есть лишь офис с экономистами да юристами. Как правило, объект сразу после окончания конкурса передаётся по цепочке заранее намеченному подрядчику, субподрядчику и так далее.
Плохо, к сожалению, то, что по нашим законам между покупкой мешка картошки у частника и выбором генподрядчика на объекты в десятки миллиардов нет никакой разницы. Но это ненормально.
Не влезайте в авантюры
- Можно ли назвать ключевые проблемы строительной отрасли региона, и насколько они типичны для страны в целом?
- Самая главная проблема - отсутствие внятной системы квалифицированного заказчика. Что государственные заказчики, что коммерческие застройщики самоустраняются от выполнения собственных обязанностей и сводят их только к оплате выполненных работ, но заказчик- это гораздо большие функции. Это и контроль бюджета, начиная с написания задания на проектирование, контроль и руководство техническими решениями проектировщиков, грамотное бюджетирование, юридическая защита всех участников проекта от внешних факторов и так далее. Заказчик сейчас самоустранился от всего процесса проектирования и выдаёт доверенность на общение с экспертизой и другими внешними инстанциями проектировщику. Причина - боязнь ответственности за низкое качество работ. Это большая беда всей России. Но проектировщики не руководят процессом, им главное - пройти экспертизу в заданные сроки, а дальше хоть трава не расти.
Есть в нашей отрасли и другие системные проблемы - например, наметившейся дефицит квалифицированных кадров - от арматурщиков, бетонщиков, монтажников до управленческого звена. Экономистов и юристов хоть отбавляй, даже музыканты в руководстве отраслью есть, а вот профессионалов всё меньше.
- Проблема самостроев, которых много в Волгограде, вытекает из этих же моментов?
- В значительной степени да. Ведь как возникает самострой? В некой не очень добросовестной стройкомпании есть ушлые юристы, способные договориться с чиновниками на строительство объекта с минимумом согласований и требований по следованию градостроительной документации. В итоге вместо запланированного ИЖС - индивидуального дома - возводится многоквартирный дом, жильцов органы Росреестра с лёгкостью оформляют как собственников жилья, а городские власти, «просыпаясь», видят, что дом не проходит по нормативам индивидуального жилого строительства. Но с Росреестром ещё понятно - в документах этого ведомства жилой дом не разделяется на индивидуальный либо многоквартирный. Но вот о чём думают приобретатели квартир? Если по всему городу квартиры реализуются, допустим, за 35 - 37 тыс. руб. за кв. м, и вдруг никому неизвестный застройщик предлагает значительно дешевле - уже сама цена должна насторожить. Не стоит влезать в авантюры.
«Станцует» заново через 50 лет
- В Волгограде процентов 60 от всего жилого фонда - хрущёвки, в Волжском и Камышине чуть поменьше. Что делать с таким жильём?
- Хрущёвки в нашем регионе можно смело эксплуатировать ещё лет 30 - 40, постепенно проводя их через капремонт. Поверьте, это ещё не самый «пропащий» тип жилья из того, что мы имеем. По крайней мере реновация по столичному варианту у нас невозможна. В столице ликвидацией хрущёвок стараются освободить очень дорогую землю, на которой затем построят коммерчески привлекательное жильё. У нас такой номер не пройдёт. Стоимость земельных участков с хрущёвками в Волгограде много меньше столичного уровня, затраты на их снос, переселение граждан превысят возможные доходы строителей от последующей продажи вновь возводимого жилья.
- Один местный предприниматель и энтузиаст предложил установить солнечные батареи на частные дома, дачи и даже на многоквартирные для погашения части расходов дома на электроэнергию. Однако никто их так и не поставил. Это проблемы в сознании людей?
- Попытки перейти частично или полностью на автономные источники энергии не столь прогрессивны, как кажутся. В Германии, где дефицит крупных генераций энергии, строительство «автономных» домов - вынужденная мера. И такие технологии там дотируются. У нас от Союза остались в рабочем состоянии крупные ТЭЦ, ГЭС, которые способны снабжать энергией по относительно низкой цене. И лет на 50 нам такого советского наследия ещё хватит.
Действительно выгодное направление в наши дни - солнечные коллекторы, это такие автономные устройства, что подогревают горячую воду для бытовых нужд без участия котельных. И в любом крупном коттеджным посёлке вы увидите на крышах солнечные коллекторы. Их всё больше с каждым годом.
- А откуда у нас такое количество долгостроев - тот же «танцующий мост» строят уже свыше 20 лет?
- В Китае, США, ЕС стройки на 5-10 лет стараются не допускать, там понимают, насколько «чёрной финансовой воронкой» является долгострой. Тот же мост от Волгограда до Средней Ахтубы со всеми пусковыми комплексами реально завершить за три-четыре года, технологии это позволяют. Здесь проблема планирования, управления, финансирования…
Переезжая через Волгу, мы видим поблизости от действующего мостового перехода уже готовые торчащие из воды пустые сваи под мост-дублёр. Но при сложившемся транспортном потоке ещё один дополнительный мост пригодится в этом месте лет эдак через 50. И для чего нужно было строить никому не нужные сваи? В общем, всё это - чудовищные просчёты планирования.
- Получается, что ещё почти десяток лет строителям в регионе будет особо делать нечего?
- Не совсем так. Сейчас есть реальная потребность больше строить объектов для аграрной отрасли, в которой наметился существенный подъём. Для агрохозяйств, фермеров нужны новые зерно- и овощехранилища, технические ангары, перерабатывающие цеха. Это выгодно. А вот перспективы массового многоквартирного жилищного строительства, увы, пока действительно нерадужные.