Все самое красивое в Пришибе успели построить до того, как его переименовали в Ленинск. Полсотни шедевров купеческого стиля подчеркивают бедность поздней архитектуры.
Ленинск вместе с Царевым и Заплавным относят к историческим поселениям России. Но специалисты бьют тревогу: если сегодня не спасать старую архитектуру, то от истории не останется ни следа.
Арка в XIX век
Специалист отдела рекреации и туризма госучреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Светлана Гарибян, будто на экскурсии, показывает мне один из старинных домов:
– В этом доме был музей, внутри случился пожар, но внешнюю красоту здания можно было спасти. А его отдали компании сотовой связи, обшили снаружи, и теперь не на что смотреть. Через дорогу тоже купеческий дом: его бы отремонтировать – а обложили кирпичом.
Рассказывает, десять лет назад в городе ещё были малые изящные архитектурные формы. Но кованые ворота или мусульманский склеп остались лишь на слайдах в компьютере. Сохранились арки у старинных домов, да и те быстро рушатся. Одна из них украшает мэрию – с внешней стороны. Со двора кирпичный шедевр трещит по швам, того и гляди упадёт. Раньше стоял знак: въезд запрещён. Потом его сняли, во двор повалили машины, а старая кладка не терпит вибрации.
Большая беда накрыла и сами дома, которые богатством сродни особнякам центра Саратова, Дубовки и Астрахани. Худо-бедно держатся только здания, где поселились властные конторы. Мэрия, биржа труда, детский центр.
– Как ухитряемся, так и ремонтируемся, – говорит специалист администрации Ленинска Наталья Пашкевич. – То предприниматели денег дадут, то у областных депутатов выпросим.
Частники смотрят на это по-своему. Светлана Гарибян рассказывает:
– Да, они начали ремонтировать свои старинные дома, но как? Вставляют окна из ПВХ, которые никак не смотрятся на деревянных фасадах. Фундаменты заделывают простой штукатуркой, уничтожая исторический внешний вид.
Пристройки к каменным зданиям тоже отделывают пластиком. Старинные балконы с литыми решётками просто убирают.
Стены красят без затей. Бывшее помещение ДОСААФ размалевали в ядовито-зелёные и сиреневые тона.
Но если камень ещё держится, то деревянные постройки сыплются на глазах.
Дышло закона
С хозяев не спросишь, да и денег на реставрацию у них нет. Зато есть Закон о сохранении исторического наследия. Он говорит, что с владельцами нужно заключать договора. Подписали – и ты уже не можешь ничего менять. Кажется, здорово: власти заботятся о доме, жильцы не ломают голову над перестройками.
– Я не знаю никого в Ленинске, кто заключил бы такой договор, – утверждает Гарибян. – Есть другой путь, для людей он ещё хуже – присвоить старинным домам статус памятников архитектуры. И опять собственник обязан, государство – нет. А мэрия тоже в них деньги не вкладывает. За казённый счет могут ремонтировать только то, что находится на балансе города.
Какой же выход? Наверное, надеяться можно на туризм. Эти дома – самое яркое, что есть в Ленинске. Не считая Царевского метеорита. Посмотреть на них за год приезжает тысяча человек. Они везут сюда интерес и деньги. Правда, по-настоящему платить за экскурсии люди ещё не готовы.
Можно, наверное, попробовать кликнуть клич среди меценатов. Но те пока не откликаются.
Такое ощущение, что архитектура в Ленинске никому не нужна. Кроме потомков.