Учитель Марина Долгачева: «Мотивировать детей все сложнее»

Фото: из личного архива Марины Долгачевой

   
   

О платном образовании и о том, почему школьников нужно учить учиться, – победительница конкурса «Учитель года-2013» Марина Долгачева.

От новаторства никуда не деться

– За последние годы система образования подвергалась бесчисленным реформам. На благо ли?

– До последнего времени реформы эти носили больше финансово-экономический характер и касались информатизации школ, введения стимулирующей надбавки учителям и так далее. Прорывным стало введение федеральных государственных образовательных стандартов, чётко сформулировавших цели и задачи образовательного процесса. Сегодня обсуждается введение профессионального стандарта педагога. Ведущая функция учителя, согласно нему, воспитательная, нравственная, включающая отношение к ученику, и только одна из ролей касается его уровня как предметника. Процесс образования сегодня чётко разграничивается на познание, или обучение, и воспитание. Педагогу отводится роль ведущего ребёнка по жизни, сопровождающего его в получении знаний.  

– Сегодня родители будущих первоклашек вынуждены едва ли не фиктивную прописку оформлять, чтобы воткнуть чадо в вожделенную школу. Такие реформы тоже на благо?

– Приказ о приёме в 1-й класс по территориальному признаку не оправдал себя относительно школ, специализирующихся на углублённом изучении каких-то предметов. В случае с нашей гимназией получается, что все дети прилегающего к нам участка вынуждены будут изучать иностранные языки. А ведь не все способны к этому, да и не все хотят. Возможность пойти не в «свою» школу у детей номинально остаётся, правда, на практике мест оказывается гораздо меньше, чем желающих, – на сегодня в нашей гимназии вакантны только шесть. Всё это приводит к очень серьёзным переживаниям для родителей, ведь пока те рядятся, ребёнок может и вовсе остаться без школы.  

– Всё больше разговоров о платном образовании. Возможно ли, что в ближайшем будущем бесплатной окажется только база – несколько уроков за неделю?

   
   

– Действительно, тема того, что бесплатными останутся только несколько предметов, активно обсуждается. В Интернете появились слухи, что система оплаты дополнительных уроков введётся уже с нового учебного года. От нас, увы, ничего не зависит, и пока мы можем сказать только – возможно всё, правда, официальных документов никаких нет. Логично разграничить «физиков» и «лириков» на старшей ступени: зачем мучить явного гуманитария органической химией? Разумнее оплатить десять уроков литературы в неделю, отказавшись от, например, физики. Но делать это в младших классах – минимум недальновидно. Вопросов очень много, и, увы, ответов радужных на них нет. 

– Не разделит ли такая система детей на богатых и бедных, отсекая путь наверх бедным, но талантливым?

– Конечно! С одной стороны, ведётся обсуждение проекта возвращения единой школьной формы, чтобы все дети оказались в равных условиях и по социальному признаку не выделялись. А с другой, возможная платная система лишит сотни детей полного образования, которое могли бы и должны были получить. 

Контроль со стороны

– Современная позиция – необходимо учить детей самостоятельному обучению. Что на деле за этим стоит, и учит ли вообще современная школа?

– Раньше основное внимание уделялось формированию и развитию знаний, умений и навыков, которые касались прежде всего предметного содержания. Сегодня во главе угла образовательного процесса – формирование универсальных учебных действий, то есть способность ребёнка использовать полученные знания в повседневной жизни. Результатом изучения любого предмета должно стать не знание таблицы умножения, Менделеева или правил «жи-ши», а умение искать информацию, анализировать, сравнивать. Оно подразумевает формирование отношения самого ребёнка к процессу саморазвития, отношение к предмету по принципу «Что я знал до этого? Что я могу получить сейчас? Что мне с этим делать за пределами школы?» 

– Не слишком ли большую ответственность возлагаем на детей?

– Вся структура построения урока кардинально изменилась. В традиционной системе главенствующая роль отводилась учителю, который ставил задачу перед классом выучить текущую тему. Сегодня учитель обозначает проблемную ситуацию, в младших классах это может быть, например, загадка, ведёт подводящий к теме диалог, в ходе которого дети сами определяют, что именно они хотят от неё получить, что они уже знают и что нужно сделать, чтобы узнать больше. Учитель направляет и как бы контролирует со стороны. 

– Может быть, вот как раз такая сторонняя позиция приводит к тому, что знаний, полученных на уроках, не хватает, чтобы школьные же экзамены сдать? Не секрет, что практически каждый родитель вынужден нанимать репетиторов.

– За формированием пресловутых универсальных учебных знаний нельзя потерять предметную составляющую, ведь именно предметные знания школьников проверяются на выпускных экзаменах. К слову, именно поэтому старшеклассники учатся по традиционной системе. При внедрении ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов) именно это и взволновало родителей и учителей. Ведь теперь многое зависит именно от учителя, который обязан найти «золотую» середину между образовательными традициями и новаторством. 

Наша задача – разговаривать

– Каждый родитель сталкивался с нежеланием чада учиться. Как мотивировать, как объяснить ценность «пятёрок» в мире, где всё покупается?

– «Возможно ли денежное вознаграждение детей?» – с таким вопросом всё чаще обращаются родители, что вызывает живую дискуссию. Отношение к материальному достатку закладывается в семье. Если родители живут по принципу «за всё можно заплатить», то и ребёнок будет ждать «копейку». Я же своим детям говорю – даже не оценка главное, а знания. Поэтому и оценка учительская варьируется, ведь ставится она за приобретённые новые знания, пусть применяя их, ребёнок и допускает пока ошибки. Безусловно, мотивировать детей становится всё сложнее. Нужно обратить внимание на то, что нравится ребёнку. Конечно, непросто найти связь между, например, физкультурой и математикой. Но попробуйте объяснить юному спортсмену, что успехов в футболе без знания таблицы умножения не достичь. Пофантазируйте, заинтригуйте ребёнка. Одну фразу, перевернувшую бы всё сознание, не найти. Задача педагога и родителей – разговаривать с детьми. Только общение поможет ему открыться. 

– Растущее число насилия в стенах школ, выплёскиваемое в Интернет, – что это? Почему для детей возможны стали издевательства над учителями и наоборот?

– Более 70% родителей не хотят, чтобы их дети становились учителями. Здесь многое связано с потерей престижа профессии. Учителя, как ни удручающе это звучит, больше не являются для детей авторитетами. Престиж профессии не безусловен и складывается в большей степени из общественной оценки, в том числе и детской её составляющей. Учитель должен знать о каждом ребёнке, его привычках, семье, болезнях. Не спешите ругать и ставить «двойки» – невыученный урок далеко не всегда говорит о безалаберности. Возможные переживания, проблемы в семье учитель, как и родители, должен уловить и дать им должную оценку. Насилие в школе – это одно из проявлений попустительского воспитания, ведь если в школе ребёнок позволяет себе безобразия, то едва ли дома он паинька. Не стоит исключать и вину учителя. Конфликт всегда нужно разбирать поэтапно, но обязательно, не запускайте возникшие проблемы. Если считаете, что в конкретной школе её уже не решить, переводите ребёнка в другую. Но не забывайте, что это всегда огромный для него стресс. 

ДОСЬЕ

Марина Владимировна Долгачева – выпускница школы в Новоаннинском районе и ВГПУ, учитель английского языка гимназии № 14, победительница областного конкурса «Учитель года-2013», воспитывает двоих детей.  

Смотрите также: