На минувшей неделе премьер-министр РФ Владимир Путин в своей предвыборной статье озвучил идею формирования списка 100 книг, которые «должен будет прочитать каждый выпускник российской школы». Предполагается, что чтение должно быть не из-под палки, а по прочтению премьер предлагает устроить школярам экзамен.
Запах безнравственности
Идея 100-книжия Путина была встречена противоречиво. Слишком непонятно, как будут отбираться произведения и составители? Почему 100, не 1000 книг? Не будут ли наши дети, как мы в полузабытой советской школе, изучать «Как закалялась сталь», «Разгром» или прочую идеологическую лабуду, разумеется, с поправками на новые политические реалии? Неслучайно вдова писателя Наталья Солженицына заявила, что сверхсписок - понятие абсурдное, общий перечень рекомендованной литературы обеспечивает школьная программа, а сверх этого призвана давать семья.
Создание списка Владимир Путин отдал на откуп деятелей культуры, пообещав, что государство в этот процесс вмешиваться не будет. Однако и деятели культуры отнеслись к инициативе негативно. Художественный руководитель Волгоградского молодежного театра Алексей Серов назвал эту идею безнравственной.
«Не думаю, что подобное предложение вправе выдвигать кандидат в президенты. Дети не должны быть заложниками предвыборной агитации. Да и вообще, когда политики лезут в воспитательный процесс – это пахнет безнравственностью. Я не считаю, что такой список нужен, особенно при подаче Путина. КГБ должно шпионов ловить, а не детей воспитывать. Да и образование пора менять, чтобы главным стал не набор знаний, а страсть к учебе, не количество прочитанных книг, а любовь к чтению. И списки в этом не помогут, ведь для детей важна только любовь. Если мама с папой чтение любят, то и дети будут любить», - прокомментировал Алексей Серов.
Гарри Поттера - в черный список
Вот как раз с «любовью к чтению» и выходит осечка. Традиции массового чтения в нашей стране были прерваны. Учителя бьют в набат, что дети не читают. Детское чтение пора спасать. И может быть при грамотном перечне дело и пойдет на лад? Но как выбрать из всего многообразия книг, именно те, что дадут ростки в детских душах, сделают из маленького человека настоящую думающую личность. Ведь у каждого свой темперамент, каждому нужна своя книга, свой рецепт становления, 100-книжием тут вряд ли обойтись…
Депутат Волгоградской городской Думы, замдиректора по учебно-воспитательной работе МООУ «Олимпия», кандидат филологических наук Галина Егорова считает, что корень проблемы не в количестве книг и даже не в наличии списка:
«Сам по себе некий ограничивающий фактор произведений для прочтения уже недопустим, - считает Егорова. – Вспомнить мое детство: программа, не программа, список не список, я читала с фонариком под одеялом, потому что мне хотелось читать. А сейчас этот интерес к чтению у детей потерян, так что надо не списки создавать, а спасать этот интерес. Вместо 100 книг, лучше бы премьер призвал нас всех, всю страну почитать одну единственную книгу – «Слово о полку Игореве». От нее одной больше пользы, чем от всего списка, потому что она рассказывает о том, что сейчас происходит с нами. Когда феодалы на Руси перегрызлись между собой, когда страна лежала раздробленной, и в результате пришел общий враг и победил всех… Там записано кредо, которое должен знать каждый россиянин – главное не ненавидеть… А по поводу списка: я бы уж лучше создала список книг, которые не нужно читать. И первой строчкой поставила бы Гарри Поттера».
Вместо любви - ЕГЭ
Я тоже хорошо помню, как читала в детстве: взахлеб, не по программе, а что называется за интерес. Любопытно, что сейчас дети, те, что действительно читают не краткое, а полное содержание, подходят к этому куда прагматичней.
- Я читаю с упоением, но при этом понимаю, что впереди ЕГЭ и чтение необходимо для его теоретического уровня, для выстраивания аргументов, - рассказывает 11-классница волгоградской гимназии №1 Яна Серова. – А в основном все читают ради оценки, потому что скучно. Наша страна развивается и реалии 18 и 19 века многим скучны и непонятны. Во всех произведениях, которые мы изучаем, идет речь о том, какая плохая власть, что народ страдает и борется с ней. Или коллективизация. Нам говорят, что «Котлован» - актуальное произведение и сегодня, но аргументов не приводят!
Скука – вот слова, которые звучат рефреном. Детям скучно. Для них процесс чтения, превратился в обязаловку. Вместо любви и интереса – сухой набор знаний. Это как раз то, на что сетовал г-н Серов. А ведь для того, чтобы сделать коллективизацию интересной, достаточно вспомнить судьбы родных прабабушек или дать пожевать кору с дерева, которую грызли во время голода, вызванного той самой коллективизацией. Да наверняка приемов много и «макаренки» в русской школе не перевелись. Но на это нет времени - впереди ЕГЭ и надо торопиться по программе. Образование само себя загоняет в угол: творческий процесс познания превратили в набор галочек на едином госэкзамене.
Смотрите также:
- Влюбленность допустима? Психотерапевты о романах подростков с учителями →
- Как «хочут», так и пишут. Почему грамотная речь становится редкостью →
- Современные дети ищут национальную идею →