Праздник под пулями. Как немецкие солдаты отмечали Новый год в Сталинграде

Надежда Кузьмина / АиФ

Сталинград. 1942 год. Конец декабря. Здесь холодной зимой голодные, замерзающие и отчаявшиеся встречали Рождество и Новый год солдаты гитлеровской армии. До окончательной победы советских войск на Волге оставалось чуть больше месяца.

   
   

Лучший подарок – еда

В декабре 1942 года немцы в Сталинграде уже понимали, что большинству из них никогда не вернуться домой. Кольцо окружения советских войск сжималось все плотнее, а обещанной помощи от Гитлера так и не было. Посылки и письма от родственников доходили с перебоями. Но праздник есть праздник, и даже здесь, на войне, солдаты пытались создать хоть какое-то подобие Рождества. Из подручных материалов мастерили ёлки, сами делали елочные игрушки и дарили друг другу подарки.

На снимке солдаты немецкой армии радостно разбирают посылку. В ней подарки из Германии как утешительное напоминание о далеком доме. Фото: АиФ / Фото из фонда музея «Память»

«Мы изучили очень большое количество мемуаров и писем немецких солдат, – рассказывает научный сотрудник музея «Память» Дарья Хрущ. – И практически в каждом письме отчаянье и тоска. Ведь Рождество для немцев очень важный праздник, который они привыкли отмечать с семьей, а тут они оказались в окружении без каких-либо предметов быта. С начала декабря они откладывали провизию, чтобы поставить её на рождественский стол, а на сам праздник дарили друг другу подарки. Чаще всего это была еда или сигареты».

Дарья Хрущ показывает экспозицию «Рождество в котле» в подвале волгоградского универмага. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Сырая конина и жареный гусь

Однако, как удалось выяснить из мемуаров сотрудникам музея, не все немцы голодали в Сталинграде. У некоторых на рождественском столе были не только деликатесы, вроде жареного гуся и отварного говяжьего языка, но и море выпивки.

«В своих воспоминаниях Вильгельм Адам – адъютант генерал-полковника Фридриха Паулюса пишет, что здесь, в подвалах универмага, был большой склад провизии, который скрывали даже от офицеров. Люди, которые занимались снабжением армии, давали информацию, что провизия закончилась, а на самом деле здесь было очень много еды, и они могли себе позволить праздник», – говорит Дарья Хрущ. 

У кого-то на рождественском столе было пусто, а у кого-то и густо. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Но всё же большинству немецких солдат приходилось довольствоваться малым. Чаще всего это была сырая мерзлая конина, которую солдатам приходилось отогревать между ног, чтобы разморозить и съесть.

Ёлочка из досок

Чтобы хоть как-то поддержать в этот сложный период своих солдат, Герман Геринг, командующий Люфтваффе, посылал в воинские соединения искусственные елочки. Эти ели принадлежали генералам Люфтваффе, которым было поручено заниматься логистикой для Сталинградского воздушного моста.

   
   
Искусственная ель «Рождественский привет Геринга». Фото: АиФ / фото из фонда музея «Память»

Такие елочки немецкие солдаты украшали игрушками, которые заботливо посылали на фронт их близкие и родственники. Как рассказывают сотрудники музея, запечатанные коробки с гирляндами и новогодними шарами находили в разрушенном Сталинграде уже после войны в большом количестве.

Вот такие красочные ящики присылали на фронт родственники фашистских захватчиков. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Многие делали украшения сами, – рассказывает Дарья Хрущ, – звездочки клеили из картона, гирлянды из фольги, которую брали из пачек из-под сигарет. У кого не было ёлок, те сколачивали каркас из палок. Кто имел возможность – ходил в лес за сосной. Такие «ёлочки» украшали свечками и маленькими книжечками с рождественскими сказками. Одним словом, у кого какая была возможность, тем и украшали».

В качестве украшений годилось всё – даже гильзы от патронов. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Эти книжки-малютки, которые можно разглядеть на ёлке – пропагандистские буклеты. Их распространяли для поднятия духа немецкого народа. В них старинные народные немецкие сказки и народные песни. Некоторые из экземпляров попали и в Сталинградский котел.

«Мы специально открыли свою экспозицию в канун католического Рождества, здесь в подвале, где был пленен фельдмаршал Фридрих Паулюс, – добавляет Дарья. – Здесь же в 1942-м находился и штаб одного из полков 71-й дивизии Вермахта. Почти все солдаты и офицеры в своих мемуарах признаются, что никто не радовался празднику. Они считали это возмездием за то, что они сюда пришли войной, и поэтому им приходится отмечать Рождество в таких ужасных условиях. Именно таким образом, по их мнению, возмездие их и настигло».

Смотрите также: