Драматичная судьба Волгоградского алюминиевого завода не сходит со страниц СМИ. Без работы могут остаться 3,5 тысячи человек. Каковы перспективы предприятия? Что ждёт промышленность региона?
Об этом мы беседуем с главой профкома Волгоградского алюминиевого завода Игорем Князевым.
Дайте Путина!
- Сотрудники вашего завода вышли на митинг. Чего хотят рабочие?
- Нам нужна работа. Непростая ситуация вокруг нашего завода формировалась не один год. Из-за непродуманных энерготарифов, с одной стороны, и низких мировых цен на алюминий - с другой, деятельность нашего предприятия сегодня приносит собственнику убытки. Вопрос о консервации - дело неизбежное. Тарифы на энергоносители находятся в сфере государственного регулирования. Получается, государство также несёт ответственность за создавшуюся ситуацию. Нигде в мире нет таких энерготарифов для энергоёмкого потребителя. Мы закупаем у энергетиков огромный объём электроэнергии - свыше 2,5 миллиарда киловатт-часов в год. Тарифы на уровне в 2 рубля за киловатт-час нас убивают.
- На митинге рабочие требовали вмешательства в ситуацию Владимира Путина…
- В Кандалакше и на Урале, где над алюминиевыми производствами висела угроза закрытия, федеральным властям удалось посадить собственника предприятий и энергетиков за стол переговоров, были определены реальные варианты выхода из кризиса. В нашем случае федеральные структуры совершенно равнодушно восприняли информацию о закрытии волгоградского завода.
Ещё в конце июня облсовпроф обратился к главам государства и регионального правительства с подробной обрисовкой ситуации на заводе, путей возможного выхода из кризиса. С тех пор тарифы на электроэнергию для завода подняли ещё дополнительно на 11%.
Закрывайтесь на здоровье
- Но представители региональной власти заявляли, что беспокоиться не стоит, ситуация под контролем…
- Помимо заявлений «всё под контролем» нужны реальные планы по нормализации кризиса. А этого нет. Региональная власть первая, кто должен был проявлять беспокойство, стучаться во все инстанции, чтобы решить проблему ещё задолго до того, как был поставлен вопрос о консервации завода. Но они лишь оптимистично прокомментировали, мол, всё «ОК». При этом проблемы предприятия предпочитают пока обсуждать «дистационно», никто из региональных чиновников с нашим коллективом не встречался.
- Но ведь приезжал Путин. Почему же губернатор не привёл его на завод, не рассказал о бедственном положении людей? Получается, они вместе посмотрели на байки и всё?
- Никому мы, похоже, не нужны. И дальше будет только хуже: вакансий для электролизников, металлургов нашего профиля в регионе нет, да и за его пределами также вряд ли они найдутся... Что остаётся людям, которые проработали на предприятии десятилетиями?! Переезжать в другие регионы, ездить по вахтам? Идти в ларьки? Наниматься на стройки разнорабочими, если возьмут? У нас в Тракторозаводском районе алюминиевый завод был единственным благополучным производством из бюджетообразующих. Повторюсь, сейчас пролетарий никому не нужен.
- Профсоюз в современных условиях можно назвать серьёзным «игроком»?
- Если говорить о роли профсоюзов в целом по промышленным предприятиям, то картина пёстрая. На предприятиях могут быть и профкомы, и все формально трудовые соглашения существовать, а фактически права работников только ущемляются. Могу сказать одно: когда-то именно наша страна задала вектор мировому профсоюзному движению. К нам приезжали на завод представители одного из металлургических производств Бельгии. И неожиданно в беседе сказали: «Россия в 1917 году сделала великое дело. Вы революцией так перепугали фабрикантов, глав корпораций во всём мире, что теперь права наших рабочих уже десятилетиями защищены «от» и «до». Вот если бы так было и в России…
Кто заступится за производителя?
- В полосе кризиса многие заводы Волгоградской области. Что происходит с нашими градообразующими предприятиями? Имеют ли они шанс сохраниться?
- Промышленность в нашем городе гибнет, а новых производств почти не появляется. Тракторного завода уже практически нет, «Красный Октябрь» переживает череду пресловутой модернизации, из которой может не выйти вовсе. Серьёзные трудности испытывает «Химпром», до весьма скромных объёмов и параметров «реорганизовался» бывший канатный, или «Северсталь-метиз». Если наша промышленность отомрёт окончательно, за счёт чего будет существовать миллионный город?! За счёт сплошных «Ашанов» и «Диамантов»? А кто будет наполнять эти супер-, гипермаркеты прибылью? Одни только чиновники? И немногочисленные бизнесмены? Наш город всегда был промышленным центром, и этот статус мы можем вскоре потерять, ничего не приобретя взамен. Только наше предприятие давало налоговых отчислений в местный и региональный бюджет более чем на полмиллиарда рублей в год. Явно нелишние деньги для города и области. Особенно, когда мы говорим о подготовке к чемпионату мира по футболу…
- Но ведь деиндустриализация свойственна не только одному лишь Волгограду, это веяние куда более масштабное…
- Согласен - это общероссийское веяние. Но почему-то в том же Китае сегодня производство стратегически важного металла - алюминия - только наращивают, несмотря на все общемировые ценовые тренды, там сегодня производят до 25 - 30 млн. тонн алюминия в год. В Китае государство открыто дотирует алюминиевую промышленность на уровне государственных программ. Что происходит у нас, видите сами. Если не сумеем заступиться за своего производителя, не сформируем чёткую экономическую политику, этот стратегический металл уже буквально завтра будем вынуждены приобретать в Китае.
- Сейчас много говорят о возвращении престижа рабочих специальностей… На практике получается, что рабочие - по-прежнему разменная монета любой кризисной ситуации?
- Современная молодёжь совершенно искренне чувствует разницу между разговорами и реальностью. С телеэкранов можно говорить бесконечно о том, как у нас почётен и важен человек труда, а на практике наши рабочие, окажись они при любом сокращении на улице, никому по большому счёту окажутся не нужны. И это страшно. Любой производственный специалист квалифицированно растёт, формирует себя годами, а может свой «багаж» навыков потерять в один момент. Расхожая фраза о том, что «рабочие руки у нас везде нужны», всего лишь пока расхожая фраза.
ДОСЬЕ
Игорь Князев родился 1 мая 1963 года в Волгограде. По окончании учёбы и службы в армии работал на заводе «Метеор» в Волжском, а с 1984 года – на Волгоградском алюминиевом заводе. До 2009 года был электромонтёром в одном из электролизных производств. Является одним из представителей трудовой заводской династии. Оба родителя Князева строили ВгАЗ, затем трудились на одном из его производств.
Смотрите также:
- На тракторном заводе поставили крест →
- Как быть, если сократили на работе →
- Мифы и реальность промышленности →