Об инновациях сейчас модно говорить. А что на деле? На деле в регионе нет работающей системы внедрения общественно значимых изобретений. Молодёжь предпочитает сытое кресло чиновников, а не хлеб изобретателей.
Почему так? Что ждёт наше общество, если мы и дальше будем оставлять инновационную сферу на откуп «загранице»? Об этом наш разговор с известным волгоградским инженером-изобретателем Сергеем Генераловым.
Ракета на навозе
– За вашими плечами инженерная школа известного на весь Союз КБ «Титан». Тогда существовала система поддержки изобретений на государственном уровне. А теперь?
– Ситуация такова, что, несмотря на многочисленные заявления чиновников о поддержке инноваций, мы живём в антиинновационной среде. Чёткого регионального заказа на инновационную, изобретательскую деятельность я не вижу. Существующие механизмы финансовой поддержки изобретателей оторваны от реальной жизни, а венчурные фонды хотят получать прибыль от изобретения уже через год. При этом от изобретателя требуют большой объём доказательной документации при неопределённых сроках получения гранта. Но, извиняюсь, легче «изобрести» вечный двигатель или работающую на коровьем навозе космическую ракету, нежели обеспечить подобные «параметры внедрения». В итоге реальная инновационная деятельность сейчас – удел одиночек.
– А в чём тогда смысл постоянных заклинаний госчиновников о поддержке инноваторов?
– Да не «заклинать» надо, а выстраивать эффективную систему поддержки инноваторов и изобретателей. А у нас никому – ни власти, ни бизнесу не хочется «продвигать» чужие авторские идеи, какими бы перспективными они ни являлись. Госчиновникам, стоящим у руля бюджетных программ, легче закупать современные станки у Китая, самолёты в Западной Европе, Канаде и США, микросхемы ещё где-то и при этом вздыхать о том, что «у нас система инновационного производства не сложилась». С другой стороны, некогда прогрессивная система защиты разработок патентами сегодня уже не работает.
– Почему?
– Возьмём историю талантливого волгоградского инженера Александра Кабакова. Он заявку для оформления своей разработки по механизации и интенсификации фермерского труда отсылал в Роспатент трижды. Дважды ему отвечали по телефону, что все документы высланы в Волгоград по почте. И вообще, мол, вас, изобретателей, много, а чиновников мало, не отвлекайте. Вскоре следы переписки с Роспатентом вообще затерялись, а у моего коллеги сложилось впечатление, что его изобретение не регистрируют намеренно, его идеи попросту «сливают» кому-то на сторону. В мире от патентования изобретений отказываются. Промышленные корпорации, КБ представляют уже готовый к коммерческому использованию продукт, минуя все предыдущие стадии.
Воздушный трактор
– Ваш авторский коллектив разработал новаторскую концепцию механизации фермерских хозяйств, способную привести к возрождению АПК. Как отреагировали власти?
– Основой животноводства в регионе стали личные подсобные хозяйства, где используется ручной труд. При таком «средневековом» подходе об эффективности труда не стоит и говорить.
Мы взяли за основу идеи очевидное – частника или мелкого фермера, чтобы он мог развиваться в условиях рынка, необходимо снабдить комплексом современных средств механизации труда: от автономных энергоносителей до систем точечного орошения. И разработали недорогие и простые в эксплуатации автономные энергоустановки на биогазе, современные водоподъёмные «ветряки», малозатратные оросительные устройства, мини-тракторы для небольших овощных и виноградных делянок, спецтехнику для применения эффективных микроорганизмов (ЭМ-технологии). Всё это могло бы повысить производительность в сельском хозяйстве в разы. Увы, заинтересованности властей мы не увидели. Бесконечные «консультации» с чиновниками регионального минсельхоза закончились ничем.
– На Западе невозможно представить развитие села без сверхлёгкой авиации. А у нас?
– Мы разработали самолёт «СП-30». 11 лет машина великолепно себя показывает, работая на небольших фермерских полях со сложной конфигурацией, эффективно обрабатывает посевы с малых высот. Это по сути «воздушный трактор». Всего изготовлено около десяти опытных образцов машин «СП-30». Но даже применение этого мизера машин на полях области даёт ежегодно прибавку урожая высокого качества на сумму более одного миллиарда рублей (!).
Но при попытке наладить производство наших самолётов мы столкнулись с массой преград. По действующим нормам в авиационном производстве любая машина становится буквально золотой по цене. От производителей требуют создавать уйму дополнительных служб и выполнить множество условий, которые на качество продукции не влияют, но машины делают неподъёмными по цене. В итоге мы не можем наладить производство самолётов, которыми восхищаются отечественные и иностранные авиаэксперты.
И уж совсем нелепость. Мы со своими машинами не можем попасть в региональную программу по борьбе с сельхозвредителями, поскольку наша техника использует более экономичные концентрации химпрепаратов. Получается абсурд: в нашей Волгоградской области за счёт бюджета поддерживается неэффективная, дорогая и устаревшая технология. От этого проигрывают все – и мы, и крестьянство, и экономика региона в целом.
Будущее «без Кулибиных»
– Вы сложившиеся инженеры ещё советской закваски, а кто придёт вам на смену? Есть ли перспективная молодёжь?
– Я часто бываю в волгоградских вузах, и к нам на экспериментальную площадку приезжают студенты из «сельхоза», «политеха» и других вузов. Но особого желания творить у них нет. И не они в этом виноваты. Если на Западе изобретения и просто талантливых инженеров отслеживают и потом тщательно ведут, их разработки внедряют в жизнь крупные корпорации, то у нас такого нет, вся инновационная работа с молодёжью предельно забюрократизирована.
Например, при выделении грантов у нас главное – это не гениальная идея, а правильно оформленные бумаги. В экспертные советы, решающие, кому давать грант, входят не профессионалы, способные оценить перспективы от изобретения, а бюрократы. А раз так, то творчество уходит, так и не поселившись глубоко в душе.
Справка «АиФ» – НП»
Сергей Александрович Генералов родился в 1956 году в семье военных в посёлке Анадырь Чукотского АО. По окончании Волгоградского «политеха» трудился инженером-конструктором в КБ «Титан» при производственном объединении «Баррикады» в коллективе Валериана Соболева. Стоял у истоков первой в регионе инновационной инженерной компании. Увлечения – сверхлёгкая авиация, авиаспорт, энергосберегающие автономные устройства. Возглавляет организацию «Научно-техническая корпорация».
Смотрите также:
- Главный конструктор волгоградского ЦКБ «Титан» отмечает 25 лет «у руля» →
- «АЙТАКС» запустила агропромышленный кластер →
- Будущее Волгограда за инновациями →