Почему в Волгограде невыгодно быть предпринимателем?

Фото: АИФ

   
   

Процветание экономики любой страны напрямую связано с успехами малого и среднего бизнеса. В последнее время мы наблюдаем катастрофическое снижение деловой активности в этом секторе. Что же происходит? Почему быть предпринимателем становится невыгодно? 

На эти и другие вопросы отвечал предприниматель, член президиума всероссийской общественной организации «Деловая Россия» Андрей Сукачев.

Мода на портфель 

– Почему сокращается число субъектов малого и среднего предпринимательства? 

 – По статистике в нашем регионе их число сократилось на 2000 за последнее время. Всё меньше молодых людей после вузов хотят заниматься предпринимательством. При этом всё большую популярность получают вузы и факультеты, связанные с госслужбой. И это вполне понятно: быть чиновником, выходит, проще и выгоднее. А стать предпринимателем – это значит погрузиться в море проблем и рисков, посвятить всё своё время начатому делу. Я становился предпринимателем в 90-х, было трудно, и других альтернатив заработать не было…

– Экономические риски тогда и сейчас различаются? 

– Риски бывают разные. Есть общеэкономические риски. Есть риски внутренние – насколько ты готов вести дело. И третья группа – это риски криминального и запретительного характера. Тогда предприниматели страдали от действия криминалитета, хотя бандитам было незачем «убивать» бизнес – он был интересен как источник постоянного дохода. Сейчас проблема не в этом. Мы видим множество мероприятий, проводимых с целью поддержки бизнеса, в которых участвуют представители всевозможных властных структур, общественных организаций, консалтинговых компаний. Однако какой вывод напрашивается после всех обсуждений? Чем больше структур, которые администрируют и помогают бизнесу, тем меньше остаётся предпринимателей. А нам, честное слово, не нужно помогать, нам нужно просто не мешать. А второй вывод: у нас появился бизнес на предпринимателе. Помните, как у Салтыкова-Щедрина «Мужик двух генералов кормил»? Вот примерно то же мы наблюдаем сейчас. Но в нашем случае уже не двух, а гораздо больше... Предпринимателям понаставили заборы, но есть структуры, которые готовы за деньги через них провести. 

Спасти фермера 

– Фермерские хозяйства тоже относятся к малому и среднему бизнесу. Каково им сейчас? 

   
   

– В связи с АЧС о ситуации в сельском хозяйстве даже думать страшно. Я часто бываю на селе и вижу, что людям просто нечем зарабатывать. У них был фактически единственный способ выжить – собственное подворье, и основа в нём – выращивание свиней. Конечно, сейчас они в отчаянии и им необходима срочная помощь. Не лучше ситуация и в земледелии: то засуха, то саранча...

– Получается, у нас сокращается число предпринимателей, фермеры в отчаянии, что же тогда ждёт экономику? 

– Наша экономика больна больше чем наполовину. Страна привыкла жить за счёт доходов от реализации сырья, а несырьевому бизнесу приходится барахтаться самому и в крайне недружественной среде. Экономика корпораций и малого и среднего бизнеса – это две разных экономики, и многие страны их сознательно разделяют: эти условия – для «трубы», эти – для остальных. 

Но не всё у нас безнадёжно. Я вижу, как предприниматели преодолевают искусственные барьеры и препоны. Сила «коммерческой жилки», к счастью, неистребима. Жаль только, что на Западе предпринимательство ценят больше, чем у нас. Там, если человек изъявил желание стать предпринимателем, на него сразу набрасываются, но не с целью задушить, а чтобы помочь. При этом там тоже обеспокоены снижением деловой активности. 

– И чем же власти так мешают? 

– Предпринимателям приходится преодолевать кучу разрешительно-запретительных барьеров: получение участка земли, разрешение на строительство и перепланировку, получение доступа к коммуникациям и прочее. С одной стороны, много беспорядка, а с другой, сделать всё правильно невероятно трудно, порой невозможно.

Считаю, что всё, что не работает или не даёт желаемого результата, должно быть отменено. Хотелось бы, чтобы власти поняли, что предпринимательство – это очень выгодно, что это единственный шанс вытащить из глубокой экономической ямы наш регион. Наивно полагать, что только ЧМ по футболу нас спасёт. Разумеется, он даст толчок экономическому возрождению области. Но в остальном следует всё же рассчитывать на свои силы, так как такие «подарки» случаются крайне редко. Если случаются.

Ждём нового Петра? 

– И что же делать?

– Необходимо создание инвестиционно привлекательного климата. У нас с этим очень тяжело. Многие предпринимали, причём талантливые, вынуждены уезжать из региона. Им просто не давали расти.  

Пора менять систему управления в целом, сейчас она хромает. Попытки управлять таким сложным и многообразным организмом, каким является наша экономика, рычагами прошлого века, вроде реализации идеи сталинских наркоматов или директив Хрущёва, не дают желаемого результата. В итоге нити управления разорваны – государство и экономика живут отдельной жизнью. Если мы хотим идти в ногу со временем, то надо сокращать барьеры для предпринимателей и аппарат, который администрирует бизнес. 

Ну и развивать собственное производство. Помните, как Пётр I поднимал Россию? Он привлекал иностранных специалистов, передовые технологии, новейшее по тем временам оборудование. Он всеми силами содействовал развитию производства в России. Таким образом поднялась культура производства, выделились таланты, была выстроена система обучения. Видимо, пора и нам воспользоваться историческим опытом. Мы реально отстали от мира. Старую систему производства мы разрушили, а новую не создали. Так почему бы не поучиться хорошему? Только для этого надо создать такие условия, чтобы все эти люди, технологии, оборудование текли к нам, развивая нашу экономику. 

Есть ещё один важный момент. Я недавно летел «Аэрофлотом», масло, которое там подавали, было произведено в Италии. Это же преступление! Компания с преобладающим государственным капиталом, а закупает продукцию, произведённую за рубежом. Такого быть не должно! Я считаю, что все компании с госкапиталом просто обязаны поддерживать российских производителей, это возможность дать заработать людям, это рабочие места, это увеличение денежной массы на рынке. 

– А как же свобода предпринимательства?

Свобода предпринимательства – это инструмент для развития не только экономики, но и социальной сферы. Он должен работать на благо населения, а не против него. На Западе сумели поставить «свободный рынок» на благо своим народам, а у нас пока не получается. Но нужно же быть разумными и думать, что лучше для своих людей, а не слепо следовать догмам.  

Смотрите также: