Не стесняйтесь требовать. Какие свои права нужно знать каждому пациенту?

Любая медицинская помощь станет доступной, если вы научитесь грамотно добиваться предоставления качественных услуг. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

На вопросы читателей «АиФ»-НП» по качеству и доступности медицинской помощи отвечала председатель Совета по защите прав пациентов при региональном управлении Росздравнадзора Галина Едигарова.    
   

Галина Алексеевна, я федеральный льготник, страдаю сахарным диабетом, и мне выписывают препарат, который есть в списке жизненно важных препаратов, а мне лучше подходит аналог лекарства, но его нет в перечне бесплатных лекарств. На этом основании мне отказываются выписывать рецепт. Как мне его получить бесплатно? 

И. Семёнов, Волгоград

- Такие ситуации нередки. Закупка препаратов производится по международным непатентованным наименованиям. Так же, как и выписываются рецепты. Как правило, что областной комитет закупит из перечня аналогичных препаратов, то вам и будут выписывать по рецепту. Есть вариант, но он сложный: надо доказать, что тот препарат, который вам выписывают бесплатно, вам не подходит. Вам придётся фиксировать у лечащего врача побочные эффекты или отсутствие действия препарата. Если докажете, что он вам не подходит, то есть шанс получать бесплатно тот вид того же лекарства, что приносит вам большее облегчение.

Врач в поликлинике не выписывает мне рецепт на бесплатные препараты, поясняя, что их всё равно нет в аптеке. Что делать? 

А. Горюнова, Волгоград

- Наличие или отсутствие лекарств в аптеке - не забота врача. Врач имеет право отказать вам в выписке рецепта по трём причинам: если препарат вам не показан, если у препарата отсутствует регистрация в РФ и если препарат предназначен для лечения в стационаре. Отказ по другим причинам незаконен. Если вам отказали в выписке рецепта на получение лекарств бесплатно, обратитесь в письменном виде к главному врачу с просьбой о выписке рецепта. И вы его получите. Ситуация вторая, вы пришли в аптеку, а лекарств нет. У них есть журнал отсроченных рецептов специальной формы. Вы просите зафиксировать ваш рецепт в этом журнале. Там фиксируется дата, когда вы обратились, адрес и ваш контактный телефон. Журнал этот проверяется Росздравнадзором, прокуратурой, и сроки там жёсткие: 10 дней и 15 дней (в случае, если препарат назначается врачебной комиссией и его приходится закупать специально для вас). Если у вас отказываются в аптеке принимать рецепт, пишите жалобу на имя заведующей аптеки. Если и там отказывают, пишите жалобу в региональное управление Рос-здравнадзора и прокуратуру. 

   
   

У моего ребёнка очень редкое заболевание. Лечение очень дорогостоящее. Пишем письма в облздрав, а нам говорят, что денег на нас нет. Что нам делать? Ждать, когда деньги появятся, мы не можем.

И. Смирнова, Волжский

- Пока единственный способ решить проблему - обращаться в прокуратуру и суд. Сейчас, насколько я знаю, решается вопрос о финансировании закупок для лечения редких (орфанных) заболеваний из федерального бюджета. Обеспечение будет персональным.

Уважаемая Галина Алексеевна! К вам обращается ветеран Великой Отечественной войны, инвалид 2-й группы. Мне 90 лет. Инвалидность я получила по общему заболеванию в 2004 году. За это время у меня прибавился перелом шейки бедра, тугоухость 3-й степени, обострение пиелонефрита, панкреатита и множество других болячек. Когда я получила инвалидность, в справке не было прибавления о средствах реабилитации. В 2010 году купила трость и сейчас постоянно покупаю их за свой счёт, ходить на протезе без неё не могу. Стоимость трости за это время увеличилась в три раза. В 2011 году в Центре слуха у сурдолога Вишнякова С. А., после обследования и аудиограммы, приобрела слуховой аппарат. Я боюсь, не дожить мне до бесплатных средств реабилитации.

З. Абрамова, Волгоград

- При оформлении инвалидности каждому больному выдается «Индивидуальная программ реабилитации», так называемая ИПР. В ней есть раздел «Технические средства реабилитации» (ТСР). Это могут быть коляски, трости, ходунки, слуховые аппараты, адсорбирующее бельё и многое другое. Если у вас возникли потребности в ТСР, которые не указаны в ИПР, то необходимо обратиться к своему лечащему врачу с просьбой о необходимости внесения изменений в ИПР. В настоящий момент для этого необходимо опять пройти медико-социальную экспертизу для внесения изменений. В ближайшее время вступит в силу изменение в законодательстве, которое позволит вносить изменения в ИПР без оформления посыльного листа.

Так что вам необходимо обратиться к своему лечащему врачу с просьбой о внесении соответствующих изменений в ТСР.

Подскажите, пожалуйста, как можно пожаловаться в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования на недоступность и качество мед­услуг? 

Г. Иванова, Волгоград

- Сейчас создан институт страховых представителей. То есть за каждым страховым представителем закреплено определённое количество застрахованного населения, интересы которого он защищает. Не знаю, как в других регионах, но у нас горячая линия работает эффективно. Люди обращаются, помощь и консультации им оказывают. Телефон бесплатный, круглосуточный: 8-800-100-12-25.

Остальные вопросы и ответы будут опубликованы в ближайших номерах.

Полезно знать

ТФОМС: 
Телефон контакт-центра: 8-800-100-12-25, работает круглосуточно, звонок бесплатный.
Областной комитет здравоохранения:
Горячая линия по лекарственному обеспечению: (8442) 24-72-98 (круглосуточно) многоканальный, (8442) 24-73-25 (круглосуточно) многоканальный.
Горячая линия по вопросам организации медпомощи, в том числе в ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер»:
(8442) 24-73-13 с 08 ч 00 мин до 17 ч 00 мин в будние дни;
(8442) 36-24-39 с 17 ч 00 мин до 08 ч 00 мин в будние дни, а также в выходные и праздничные дни.

Смотрите также: