Православная церковь чтит 5 февраля Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также память священномученика Климента – епископа Анкирского и его ученика - мученика Агафангела.
Жили они в 3 веке, когда гонения на христиан были особенно сильными и жестокими. Их неоднократно сажали в темницу, подвергали нечеловеческим пыткам, но они оставались невредимыми. Более того, совершенно чудесным образом они оказывались на свободе и продолжали исцелять людей, наставлять их и крестить, приводя к истинной вере.
Вся жизнь этих святых – сплошной подвиг служению. В конце концов они так и погибли от рук воинствующих язычников, хоть и в разное время, но успели сделать огромное количество добрых дел, совершить миллионы чудесных исцелений и приобщить людей к вере христианской.
Не смотря на то, что память обоих мучеников чтут в этот день, народу Агафанагел оказался как-то ближе. Именно его именем называют на Руси этот день, правда перефразировав его имя во всем понятного Агафия – по аналогии с женским именем Агафьи.
Так что в народном календаре этот день называется Агафьиным, но речь идет не о какой-то святой по имени Агафья, речь идет о мужчине – святом Агафангеле. Называют его еще Полухлебником.
Если день накануне был Полузимником, то 5 февраля это Агафий Полухлебник. И речь идет примерно об одном и том же – о перепросмотре и анализе всех имеющихся запасов. Те, кто не успел сделать это в предыдущий день, делали это 5 февраля. Или продолжали делать. Все пересматривали, приводили в порядок, опустевшие уже амбары и закрома выметали, чинили, если нужно было. А сами запасы перебирали и пересматривали. Потому что «запасы хлебные пить-есть не просят, но коли за ними не доглядишь оком, то заплатишь боком», говорили наши предки.
Проверяли на Агафия и состояние посевного материала – надо было убедиться в том, что когда придет пора, будет что сеять и сажать.
Не пригодное для посева зерно собирали в отдельную емкость и потом сжигали, а пепел рассыпали возле амбара – считалось, что это защитит оставшееся зерно от плесени и порчи.
В этот день так же, как и накануне, ни в коем случае нельзя было лениться. Мужчины проверяли и при необходимости чинили заборы, поправляли сараи и убирали в хлевах у скотины. Женщины на Агафия обязательно должны были убраться в доме и постирать все постельное белье - а это в те времена было очень трудоемким занятием: стирали дома в огромных деревянных корытах в банях, а полоскать все носили к реке или озеру, что находились иногда и за километр-полтора от дома.
Хозяйки в этот день также должны были испечь специальный пирог-курник, рецепт которого в каждом доме был свой и передавался из поколения в поколение. Это было очень важно, потому что угощали таким пирогом не только своих домочадцев, но и всех соседей, а также странников, которые встречались в этот день. Считалось, что это позволит прожить безбедно, в мире и согласии весь остаток года. «Святые по русской земле за ангелами идут. Надобно путников поддержать, хлеб-соль им через странников подать. Тогда и закрома души может наполнить благодать», - говорили в народе.
Рукоделием в этот день не занимались, но молодым незамужним девушкам разрешалось вышивать – существовала примета, что если такая девушка на Агафия вышьет на полотенце распускающийся цветок, то обязательно выйдет замуж.
Приметы дня на 5 февраля:
- если в этот день выпало много снега, то будет хороший урожай хлеба;
- если на Агафия сильна метель, то мести будет еще долго;
- если день выдастся солнечным, то весна будет ранней;
- если 5 февраля сильный мороз и светит солнце, то август будет жарким.