Почему Робокоп является героем нашего времени. Рецензия

Кадр из фильма

В прокат вышел фильм Жозе Падильи «Робокоп». Для отечественного зрителя это не просто ремейк боевика Пола Верховена. Оригинальный фильм 1987 года россияне смотрели под другим названием: «Робот-полицейский». С тех пор слово «коп» не то чтобы прижилось (родное «менты» даже после переименования милиции в полицию никуда не делось), но перестало вызывать непонимание. Что ж, в Англии «бобби», в Америке пусть будут «копы».

   
   

Закон Мёрфи

Сюжет незамысловат: есть люди, нарушающие закон, и есть Робокоп, который борется с ними. А в конце он всех побеждает.

Большие агрессивные роботы, как обычно, выступают противниками заглавного героя Фото:  Кадр из фильма

В основе всё то же самое: действие в недалеком будущем. Офицера полиции Алекса Мёрфи тяжело ранили преступники. Изобретатели решают поместить то, что осталось от Алекса в металлический скафандр. Мёрфи снова может ходить, говорить. Вот только теперь у него, помимо собственных мыслей, есть еще и специальные программы.

Однако главный герой идет наперекор собственному программному обеспечению. Любопытно, что имя Алекс (это наблюдение исследователей «Заводного апельсина», где центральный персонаж также носит это имя) звучит как «беззаконный» по-латыни: a lex. Преступное руководство компании «Омникорп» позаботилось прежде всего о том, чтобы их робот не мог причинить вреда им самим. Но моральные правила оказываются выше писаных на языке программирования.  

В новом блокбастере интересна прежде всего фигура режиссера. Бразилец Жозе Падилья впервые работал в Голливуде. Он проявил себя в авторском кинематографе: на его родине дилогия «Элитный отряд» пользуется бешеной популярностью. Однако арт-хаусный режиссер выпустил вполне мейнстримовский продукт. Это не плохо: качественный боевик лучше неказистой драмы. Однако могло быть и интереснее: голливудский бюджет да авторский взгляд – это была бы сила посерьезнее, чем «галантерейщик и кардинал». Хотя занимательные моменты всё же есть.

Алекс Мёрфи не единственный железный человек в американском кинематографе, но и не последний в их ряду Фото:  Кадр из фильма

Последние годы мы можем видеть приход серьезных сценаристов и режиссеров в сериалы и телешоу – раньше это считалось «низким жанром». Теперь же – пока преимущественно на Западе – за новые для себя форматы берутся маститые деятели. Так, самым ярким примером является британский «Шерлок». Несмотря на снижение планки в третьем сезоне, создатели мини-сериала продемонстрировали большое требование к качеству своего произведения.

Заслуживающие внимания примеры авторского подхода к изначально коммерческому проекту есть и в полном метре. Так, Кристофер Нолан в своем «Бэтмене» создал готическую атмосферу вместо голливудской буффонады, которая была в версиях Бёртона, и существенно повысил уровень драматургии.

   
   

Лев врать не станет

Впрочем, подтекст в фильме Падильи есть. О том, что над зрителем собираются покуражиться, мы узнаем сразу из заставки Metro Goldwyn Mayer: появляется знаменитый лев Лео, тот самый, который из «Тома и Джерри». Но вместо грозного рычания слышны какие-то невразумительные звуки. Оказывается, это разминает губы телеведущий, вставки из передач которого задают ритм всему повествованию. Почему-то у него славянская фамилия Новак сочетается с негритянской внешностью.

Ведущий телепередачи Новак Фото:  Кадр из фильма

Заканчивается фильм также тирадой Новака – до предела пафосной, на фоне огромного американского флага. Но тональность намеренно доведена до карикатуры. Бразилец показал штатовской публике, как нелепо выглядят их постоянные возгласы о собственном величии. Хотели издать благородный рык, а выжали лишь мычание.

Поработал Падилья и с цветом. Большую часть времени его робокоп ходит в черном костюме. И лишь порвав с руководством «Омникорпа» (уничтожив его), он обретает более привычные серебристые доспехи.

Любителям ляпов тоже есть что отыскать. К примеру, в сцене покушения на Алекса взрывается его автомобиль, припаркованный возле дома. Покалеченного полицейского отбрасывает на крыльцо. А вот стекло в окне даже не треснуло.

Юэль Киннаман сыграл главную роль Фото:  Кадр из фильма

Российскому зрителю фильм должен понравиться. Сейчас речь не о кассовых сборах за первый уик-энд (в стране Олимпиада, и мы хотим собственных героев). «Робокоп» должен прийтись по душе нашим людям, так как воплощает в себе ряд важных ценностей. Хотя он и одержим идеей мести, но в целом служит справедливости. Причем ставит ее выше закона. Законы меняются, а понятия о добре и зле остаются. И наша история не раз демонстрировала, что подчас официальные правила направлены против людей. Причем, пороки собственной системы правоохранения вызывают мечты о неподкупном страже порядка. А люди то и дело отказываются слишком слабы перед соблазнами. Идеальный выход – это робот. В общем, таков герой нашего времени.

Смотрите также: