Новогодняя комедия вполне претендует на то, чтобы выделиться в отдельный поджанр. Ее действие обязательно происходит в канун Нового года (в западных вариантах – Рождества), реже – в ближайшие дни после наступления праздника. Как правило, такие фильмы отличаются терпимостью к ближним: хороших людей в них гораздо больше, чем плохих. А отъявленные негодяи и вовсе редкость. Часто это музыкальные картины.
В Голливуде такие ленты штампуют с конвейерным постоянством. Это так называемое кино для семейного просмотра. Под этим определением обычно скрываются произведения с бодрым сюжетом, без кровавых и эротических сцен и не отягощенные глубоким смыслом. То есть ребенку смотреть можно, ну и взрослому сгодится, не «Телепузики».
В СССР первым воистину новогодним фильмом стала «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Во-первых, она отличается несоветской легкостью. Во-вторых, долгие годы именно ее показывали по телевидению перед Новым годом. Пока Рязанову не надоело и он не снял «Иронию судьбы». Помимо двух этих комедий лишь «Чародеям» удалось вписаться в традиционную новогоднюю программу отечественных телеканалов. Какие-нибудь «Новогодние приключения Маши и Вити» это уже более нишевое кино – для детской аудитории.
По какому принципу комедии попадают в число излюбленных у народа, понять трудно. Хотя режиссеры все снова и снова дерзают. Например, «Операция «С Новым годом!» Александра Рогожкина, пожалуй, и смешнее, и острее, чем «Особенности национальной охоты» и другие его фильмы из той же серии. Но в популярности картина заметно уступает.
Тимур Бекмамбетов не раз пытался войти в одну и ту же новогоднюю воду: и как режиссер, и как продюсер. И с коммерческой точки зрения – всегда успешно. Он снял «Иронию судьбы. Продолжение» и поучаствовал в разных ипостасях в трилогии «Ёлки».
Последнее время набрали популярность фильмы, состоящие из отдельных новелл. И «Ёлки» по сути представляют собой именно такие образцы: общий сюжет есть, но на него, как на шампур, нанизаны отдельные истории. Сложно объяснить, с чем связан интерес режиссеров к такой форме. Возможно, уровнем современных сценаристов, которым легче написать маленькую историю, чем большой многослойный текст. А уж объединить несколько сюжетов в один – дело опыта.
В первых «Ёлках» общей идеей была теория шести рукопожатий.Детдомовский ребенок хотел через знакомых своих знакомых дойти с просьбой до президента. Во втором фильме главенствовала мысль, что в огромной России родственники есть в самых разных регионах. И люди влияют на судьбы друг друга – от Сибири до западных окраин. В «Ёлках 3» повествование строится на идее бумеранга добра: добро, сделанное кому-то, обязательно вернется, сделав круг.Конечно, ситуации неправдоподобные. Добрые гастарбайтеры, отзывчивые полицейские – возможно, и ради этого стоит пойти в кино.
В трилогии содержатся отсылки к «золотому» фонду отечественного кино. Так, во втором фильме недовольный жених из Франции не хотел смотреть «Иронию судьбы» и начал переключать каналы, неизменно натыкаясь на Мягкова и Брыльску. А в новой ленте звучит «Звенит январская вьюга» из гайдаевского «Ивана Васильевича». И это, конечно, не постмодернистская игра в цитаты. Это попытка перетянуть на свою сторону зрителя, апелляция к авторитетам.
Впрочем, не только у лучших советских образцов авторы «Ёлок» берут. В третьей части, например, есть немало от «Диснея». История о разлученных собаках снята в традициях американского кино для детей. У нас очень редко животным доверяют главные роли. И, пожалуй, ни в одном российском фильме собаки не были так артистичны. Комиссар Рекс бы мог позавидовать.
«Ёлки 3» получились вполне подходящей картиной для семейного просмотра. Без больших творческих находок, зато с большим запасом позитива. В принципе новогодние каникулы – это время, когда нужно отдохнуть и набраться энергии на год вперед. Так что для этой роли фильм вполне годится. Скучать с Иваном Ургантом, Сергеем Светлаковым, Гошей Куценко и Валентином Гафтом вам не придется.
Смотрите также:
- Кинорежиссер Борис Хлебников: «Русская провинция – это страшная вещь» →
- «Молодежка» начнет новый сезон с шукшинских «Чудиков» →
- «Географ глобус пропил». Рецензия →