Владислав Лаврик - трубач с мировым именем, дирижёр Русского национального оркестра, и ему нет ещё и 40 лет!
Накануне он дал концерт в Волгограде и ответил на вопросы «АиФ-НП» о том, что «видит» музыкант во время игры, зачем дирижёру эмоции, как он «заряжает» оркестр и почему трудно бывает «зажечь» зал.
Генетический выбор
- Почему вы выбрали трубу? Мы больше привыкли к известным пианистам или скрипачам. А ещё мы привыкли, что труба - это что-то бравурное, маршевое. Может ли она быть нежной, влюблённой?
- Я из семьи музыкантов: мама - пианистка, отец - трубач. Я разрывался между этими направлениями, но в итоге выбрал трубу. Папа отдал меня педагогу, которому доверял, и сразу же был виден результат, первые победы на конкурсах. И чем дальше, тем больше этот инструмент оседал в душе. Труба может быть не только фанфарной, но может быть и лирическим, певучим голосом. Именно это меня в ней привлекло. И моё творческое кредо: моя труба - мой голос.
- Вот как! Но почему тогда обыватели и не знают об этом? Почему уровень музыкальной культуры в России так низок?
- Классическая инструментальная музыка - это сложный элитарный вид искусства, который не каждый может понять.
- Но ведь в школе же музыку преподают?
- Да, в школе есть такой предмет. Но кто-то тянется к высокому, а кто-то нет. Есть более доступный музыкальный материал - это поп-музыка, да даже джазовая музыка легче ложится на слух и воспринимается проще. Классическая академическая музыка заставляет напряженно работать внутренне над осмыслением музыки: почему именно так она звучит, какие образы возникают…
Ещё и художник
- А что происходит с человеком, когда он слышит «живую» классическую музыку во время концерта?
- Музыка затрагивает эмоции слушателя, но чтобы это произошло, человек должен быть готов к её восприятию, настроиться на неё, понимать музыкальную мысль.
А вообще музыка - это такой вид искусства, который ты не можешь увидеть, пощупать, потрогать, понюхать, ты его только слышишь и что-то воображаешь. Если ты можешь через музыку что-то почувствовать и увидеть, значит, она проникает в тебя.
- А когда музыкант играет на сцене, он тоже что-то видит, воображает?
- Конечно! Музыкант всегда пытается понять, о чём хотел сказать композитор, но интерпретирует это через свою призму восприятия. Так и в программе концерта, которую я представил в Волгограде, - увертюра Бетховена к пьесе Гёте «Эгмонт» очень сильно насыщена драматизмом. Здесь и трагедия героя, который погиб во имя свободы, и рассуждения о героике самого Бетховена, которые рефреном проходят через всю его творческую жизнь. Это и симфония №3, которую Бетховен сначала посвятил Наполеону, а потом снял посвящение, и героические симфонии №5 и №9. Это музыка борьбы, и, исполняя её, всегда это чувствуешь. А исполняя Гайдна, это конец XIX века, видишь венские танцы, костюмы той эпохи…
- И вы, как музыкант, видите визуальные образы?
- Безусловно.
- То есть музыканты отчасти художники?
- Обязательно, но ещё и философы. Хотя кто-то больше отдаётся философским размышлениям, а кто-то больше эмоционален.
Зарядить оркестр
- Некоторые считают, что быть дирижёром - это адская ответственность и труд, а другие думают, что махать палочкой - это так просто! Где истина?
- Дирижёр - это самая непонятная профессия, но если разбираться, то она очень-очень сложная и глубокая, и ей нужно посвящать себя до конца жизни.
- Я правильно понимаю, что дирижёр аккумулирует энергию, которую потом отдаёт?
- Он аккумулирует внутри себя очень много вещей. Это и свои образы, которые вызывает музыкальный материал, и образы композиторов, и эпоху того времени, и своё состояние, а потом свою энергетику, эти мысли через оркестр он транслирует на весь зрительный зал. И чем сильнее он сможет «зарядить» музыкантов, тем больше людей в зале почувствуют и примут музыку.
Причём важна и техническая, и эмоциональная составляющая этого процесса. Если оркестр будет играть очень выверенно, чётко, но без эмоций… то это будет скучно и неинтересно слушать.
- А как же вы дисциплинируете, настраиваете музыкантов?
- На репетициях я рассказываю, что бы мне хотелось услышать в образном и смысловом наполнении, даю людям некий посыл, они тоже должны понять, прочувствовать материал. Конечно же, проговариваем жесты и мимику - это то, через что дирижёр может передать свою задачу. Причём у каждого дирижёра они свои, каждый воздействует по-своему: кто-то экспрессивно, кто-то лишь чуть наклоняя голову. А вообще дирижёр - это совокупность многих черт.
- Например?
- Во-первых, сразу дирижёрами не становятся. Сначала нужно стать большим серьёзным музыкантом-инструменталистом. Во-вторых, нужно знать материал. В-третьих, быть образованным. В-четвёртых, он должен быть харизматичным лидером.
- Вы трижды были в Волгограде. Раз уж мы так много говорили об образах, то скажите, какой музыкальный образ вызывает наш город у вас?
- Волга, просторы, холмы навеивают очень русскую музыку. Но зная героическую историю города во Второй мировой войне, добавляются трагические ноты. Пожалуй, это третья симфония Рахманинова. Он писал её в иммиграции после революции, очень тяжело переживая разлуку с Родиной. И именно в ней необычайная русская мелодичность, которая очень подходит волжским берегам.
Смотрите также:
- Без фальши. Лучший преподаватель детской школы искусств о классике и попсе →
- «Эфир заполонен дребеденью». Известный трубач о современной музыке и лени →
- Шедевры живописи подозревают в чрезмерной сексуальности →