«Арт-хаус» в прошлом. Почему в Волгограде нет площадок для ценителей кино

Когда-то эти руины были кинотеатром «Юбилейный». © / Екатерина Тарасихина / АиФ

Недавно в Волгограде открылся образовательный центр для будущих кино­операторов. Увы, но в Год Российского кино это одно из немногих событий, связанных с этим искусством. Почему так происходит? Что интересного стоит посмотреть?     
   

Об этом рассказала волгоградский киновед, руководитель студенческого киноклуба «Альтернатива» Галина Жданкина. 

Арт-хаус в прошлом

Сергей Новицкий, «АиФ-Нижнее Поволжье»: Когда-то вашими стараниями в регионе проходили фестивали арт-хауса. Почему сейчас о них ничего не слышно?  

Галина Жданкина: В начале 2000-х, когда я работала в Волгоградском областном киновидеоцентре, мы проводили на площадках Волгограда фестивали, связанные с авторским кинематографом: «Другое кино», «Кино без границ». Наши показы собирали полные залы, на многих зрители стояли в проходах. Но сейчас областной киновидео­центр оптимизирован, я там теперь не работаю.  

- На фестивале «Кино без границ» показывали кино, сложное для осмысления. Волгоградский зритель оказался к этому готов? 

Досье
Галина Жданкина. Родилась в Волгограде. Окончила ВолГУ и Московский институт кинематографии. Киновед, искусствовед, доцент Волгоградского государственного института искусств и культуры, руководитель регионального отделения федерации киноклубов.

- Есть группа зрителей, готовых понимать и ценить авторское, а не массовое кино. Но обидно, что его местные творцы - режиссёры, операторы - не нашли впоследствии себя в Волгограде. Талантливейшие земляки вынуждены уезжать в Санкт-Петербург, Москву, за границу, потому что у них здесь нет возможностей для реализации творческих задумок. 

Например, наша Юля Трунова сейчас работает в столице менеджером на одной из лучших артхаусных площадок страны - в «Центре документального кино». Уехали из Волгограда и выпускницы Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Маша Ширяева, сёстры Маша и Даша Конопатовы, и сейчас они трудятся над самостоятельными проектами. 

   
   

Главная проблема - это не отсутствие подготовленного зрителя, а отсутствие подготовленных педагогов. В школах в программе по литературе и основам мировой культуры значится изучение 100 шедевров мирового кинематографа. Но чтобы дети были способны оценить их значимость, рядом нужен тонко разбирающийся в таком сложном материале педагог. 

- Это единственная проблема для Волгограда?

- Отнюдь. В каждом городе-миллионнике есть «Дом кино» - площадка, объединяющая людей, желающих смотреть фильмы, имеющие отношение к искусству, а также незащищённые слои населения, которые не могут позволить себе билеты в частные кинотеатры. 15 лет мы бьёмся за создание такой площадки в Волгограде, но безуспешно. 

Блокбастер лучше? 

- Как вы оцениваете уровень «кассового» отечественного кино? 

- Про «кассовое» российское кино уже давно ничего не слышала. Последняя на сегодня победа зрительского кино - «Экипаж» Николая Лебедева и «Дуэлянт» Алексея Мизгирева. Кстати, в «Дуэлянте» одну из эпизодических ролей сыграла наша землячка Алина Бунк. 

А так… особых прорывов в отечественном кинопроизводстве не было уже несколько лет. Доля российского кино в репертуаре сокращается, сказывается кризис в киноиндустрии. Год кино отечественную киноиндустрию почти не расшевелил. 

- Авторское кино практически исчезло из репертуара кинотеатров?

- Фактически да. Многие компании, занимавшиеся его прокатом, закрылись. А ведь талантливых кинокартин и их авторов не стало меньше. Но даже если такой фильм сняли, его негде показывать. Авторское кино невыгодно коммерческим структурам, а мультимедийных просветительских центров, по крайней мере у нас, нет. 

- Посоветуйте, что посмотреть зрителям из авторского кино. 

- Сатирическую притчу по сценарию Юрия Арабова «Монах и бес» Николая Досталя, добрую комедию «Тэли и Толи» Александра Амирова, лирическую драму Сергея Соловьёва «Кеды», экспериментальную картину-инсталляцию «Преображение» Татьяны Воронецкой и Дмитрия Сергина. Ещё можно назвать «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Коллектор» Алексея Красовского, «Зоология» Ивана Твардовского. 
Часть из них уже появилась в кинотеатрах. Но сами прокатчики эти картины не продвигают. Пыталась я сходить на «Фауста» Сокурова. Так кассирша отговаривала приобретать билеты на этот фильм. «Он же скучен. Идите лучше на блокбастер!». 

«Услышь меня»

- Волгоград не считается «кинофестивальным» городом. Меняется ли ситуация к лучшему? 

- Сама по себе ситуация не меняется. Мы сами пытаемся её изменить. Мы планируем провести фестиваль венгерского короткометражного кино Friss Huss, второй фестиваль российско-итальянского кино «RIFF» в Волгограде, ежемесячные показы нового немецкого документального кино, премьеры российских игровых и документальных фильмов, новые программы популярных среди нашей молодежи международных фестивалей короткометражного кино «SHNIT» и «KINEMATIC». 

В сентябре наш киноклуб стал партнёром столичной лаборатории социального кино «Третий сектор» и выступил организатором показа в нашем городе всероссийской премьеры документального фильма «Услышь меня». Цель проекта «Услышь меня» - привлечь внимание аудитории к жизни глухих и слабослышащих людей в России. В зале яблоку было негде упасть!  

Вообще, я солидарна с Джеймсом Кэмероном, что кино и кинотеатры будут существовать и через тысячу лет. Люди никогда не откажутся от коллективного просмотра,  совместных переживаний. Поэтому кино вечно.  

Смотрите также: