Татьяна Тесля: «Из человека делают бездушного робота»

Фото: АИФ

   
   

Это имя 20 лет назад было знакомо каждому волгоградцу. Её ждали, любили, как говорят, на неё ходили. Кризис творческой среды в 90-е вынудил заслуженную артистку России уехать в Чехию. Как дался этот непростой выбор Татьяне Тесле? Оперная певица рассказала нам, в чём разница между русской и чешской культурой, и почему она до сих пор не вернулась домой.

Пора бить в набат

– Больше двадцати лет прошло с начала вашей сольной карьеры в Волгограде. И снова большой концерт здесь. Что изменилось в городе-герое? Какие изменения в Волгограде бросаются в глаза – со знаком «плюс» и «минус»?

– Надо же, уже 20 лет прошло – случайно совпало, что мой концерт проходил как раз в день рождения Волгоградской оперной антрепризы! Город, конечно, хорошеет. Появляются новые здания, обращающие на себя внимание своим стилем «модерн». Это привлекает в меняющемся городском облике. Но наряду с этим меня ужасно огорчает состояние волгоградских дорог. Наверное, эта тема не нова, но не удержусь и я – это что-то чудовищное! Пора уже задуматься, как эту проблему решить – по таким дорогам не просто ездить страшно, ходить опасно для жизни! Что касается людей, то, кажется, волгоградцы остаются неизменными – с вечными проблемами и радостями. Вот только в моей профессиональной среде я заметила какое-то охлаждение. Если вспомнить времена создания оперной антрепризы, мне кажется, в творческом отношении было больше простора, энергии. Сегодня я вижу спад в культуре, ее развитии, увы, это мировая тенденция. Городские власти на местах должны очень серьёзно заниматься этой проблемой, стараться удержать культуру, не дать ей попросту исчезнуть. Почему первые сокращения в бюджете постигают именно культуру и образование? Ведь это настоящая трагедия, которая драматично отзовётся в будущем. Надо бить в набат – наши дети и внуки теряют вечные ценности, человечность из-за непростительной беспечности. Я не хочу быть пессимисткой – к счастью, есть ещё подвижники, но мы всё чаще объявляем их сумасшедшими. А ведь невероятно важно поддерживать, давать возможность воплотить творческие планы.

– Вы – одна из создательниц оперной антрепризы. Как возникло решение уехать из России? Не обидно было бросать своё детище? 

– Работе своей я отдавалась полностью, несмотря ни на какие трудности. Было трудно – зарплату не платили по восемь месяцев, а на руках двое маленьких детей. Но не это стало решающей каплей. Переломными для меня оказались разговоры о том, что дело моё, оказывается, никому не нужно. Всё чаще и всё бо­льше людей нагнетало такую вот безысходную атмосферу вокруг меня. А тут ещё, если помните, разгорелся скандал вокруг постановки «Травиаты» (Татьяна Тесля отказалась петь «Травиату», новая постановка которой строилась вокруг огромной кровати. – Авт.). Я высказала своё мнение: чтобы популяризировать оперу, не обязательно опускаться до уровня одноклеточных. Музыка и сюжеты оперы прежде всего касаются отношений человека с человеком, с богом, они о вечных ценностях. Можно воплощать их современным языком, но не опускаться до непозволительных вульгарностей. Увы, с такой точкой зрения в своей профессиональной среде на тот момент я оказалась «белой вороной». Тогда и пришло окончательное решение уезжать. 

Начать с нуля

– Начинать пришлось с нуля? Страшно, наверное, тем более с маленькими детьми, сталкиваться с такими глобальными трудностями?

   
   

– Благодаря накопленному опыту, вокальной и актёрской школе удалось достаточно быстро найти работу, но в целом было очень трудно. И за детей страшно – старшему сыну было семь лет, младшему – только год. Признаюсь, первые седые волосы появились в первый год жизни в Чехии. 

– Когда-то связи между Чехословакией и Россией были очень крепкими. А сегодня? Как относятся к русским в

Чехии?

– Чешское общество в отношении к русским разделено диаметрально на две половины. Одна из них настроена враждебно, другая – настоящие русофилы, интересующиеся русской культурой, языком. Надо сказать, вторых больше. Внешне чехи очень сдержанны, воспитанны, умеют соблюдать нейтралитет. И даже те, кто относится к нам негативно, никогда этого не покажут: всё будет в рамках приличий. Зато все эмоции выложат за вашей спиной! 

– В чём ещё разница культур России и Чехии?

– Как и везде, есть исключения из правил, но в целом чехи, как и все европейцы, более скрытны, менее щедры, в том числе и на чувства. Сами про себя они говорят: «Мы народ завистливый!» Это сложилось исторически – народ маленький, постоянно находившийся под чьим-то влиянием. И нам, русским, они не могут простить того, что на их территорию мы пришли как освободители, а повели себя как оккупанты. Увы, я не раз слышала подтверждения этому нелицеприятному факту. 

Спустя 10 лет

– Говорят, по истечении 10 лет проживания за границей приходит понимание – я остаюсь здесь навсегда, или душу нетерпимо тянет на Родину. Каково было ваше решение?

– Домой очень тянет. В Чехии мы стараемся сохранять русские традиции – говорим только на русском, дети читают и пишут на русском языке. В Волгограде часть моей семьи – старший сын с женой и детьми, близкие друзья, с которыми невозможно расстаться. Но в Чехии выросли младший сын и дочь – их не оставишь, есть и новые друзья. И всё-таки не моё это, я это так ясно чувствую! Пока же для меня один выход – это новые программы в Волгограде, возможность приезжать сюда как можно чаще. Перед концертом, который прошёл 22 февраля, я волновалась как никогда и, честно, была потрясена приёмом зрителей. Не думала, что можно помнить артиста так долго, а тем более любить. Но полный зал и крики «Браво!» доказали – любовь безгранична. В Чехии я скучаю по настоящему творчеству, ведь Европа, как сказал Достоевский, «дорогое кладбище» – на фоне общего благополучия нет творческого импульса, не хватает размаха, глубины чувств. Я убеждена: чем больше удобств, тем меньше хочется творить. В Чехии я будто засыпаю. В Волгограде же люди, несмотря ни на какие трудности, остаются удивительно находчивыми, неунывающими. Несмотря на ужасные дороги!

– В Волгограде модно ругать культурную жизнь. Театры есть, но недотягивают. Концерты есть, но маловато. Художники есть, но зрительского интереса нет. Как вы считаете, с чего начинается культура города?

– С руководства, безусловно. Если оно не проявляет интереса, внимания к культуре, то театры – не театры, актёры – не актёры. И не потому, что они бесталанны, а потому что у них нет возможности развиваться, общаться, создавать спектакли, которые бы могли возбудить настоящие чувства в зрителе. А ведь именно за чистыми чувствами приходят в театр, чтобы посмеяться или поплакать от души, увидеть свои слабости и слабости других. Увы, я наблюдаю некую механичность в так называемой новой культуре – в перешедшей полностью на компьютерную графику анимации, где персонажи лишены человеческих качеств, в фильмах, которые кишат монстрами. Настораживает, что именно к таким образчикам человечество настырно стараются приучить, создать модель будущего человека-робота. По-моему, это деформирует личность, отдаляет нас от первоначального образа божия, который каждый из нас должен носить. 

ДОСЬЕ

Татьяна Тесля – сопрано, заслуженная артистка России. Одна из создательниц Волгоградской оперной антрепризы. Много лет живёт и занимается концертно-оперной деятельностью в чешском городе Остраве. Преподаёт на кафедре искусств на вокальном факультете в Остравском университете. Трое детей, внуки. 

Смотрите также: