Волгоградцам покажут ретроспективу фильмов Александра Сокурова

   
   

Волгоградский областной киновидеоцентр и студенческий киноклуб «Альтернатива» (ВГИИК) представляют уникальную ретроспективу фильмов одного из самых ярких представителей мирового авторского кинематографа  Александра Сокурова. Показы будут проходить в течение 5 дней с 23 по 27 апреля  в Волгоградской областной филармонии.

«Первая ретроспектива фильмов Александра Сокурова в волгограде– действительно «Избранное», рассказывает ведущая ретровспективы киновед Ирина Гращенкова, - Ведь это ранние 17 из 35 лет его творчества и всего лишь 11 фильмов из снятых им 50. Но подобно тому, как капля живой воды представляет целое море, так и этот фрагмент – судьбу и личность художника».

«Литература – главное из искусств», - не устаёт повторять режиссёр. Он не раз обращался к большой литературе и западно-европейской и отечественной, но к этим его опытам совсем не подходит определение «экранизация», как перевод прозы на экран. Это всегда авторское чтение как личное, субъективное переживание, фантазийное переосмысление первоисточника.

Программа кинофестиваля

23 апреля

18-00 Скорбное бесчувствие (1983-1987)110 мин. Фантазия по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» написано в подзаголовке. Европа накануне катастрофы – Первой мировой войны. Дом – корабль сумасшедших, взлетающий на воздух. Фильм – «бенефис стиля модерн», как мировоззрения и мирочувствования эпохи глобальных войн и революций.

   
   

20-00  Дни затмения (1988)   133 мин. Фильм-предсказание краха советской империи по мотивам повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Небрежение сюжетикой и механикой кинофантастики. Человек, по-новому просвеченный рентгеном фантасмагорической ситуации, как центр притяжения. В финале окружающий мир гибнет, исчезает, а взгляд и улыбка человека остаются с нами.

24 апреля 

16-00  Спаси и сохрани (1989)  168 мин. Фильм по роману Гюстава Флобера «Мадам Бовари», прочитанному с помощью Библии. Это первый опыт отечественного философского эротического фильма, вставшего на защиту свободы личности и человечности в условиях безграничной свободы.

25 апреля

Своеобразие и масштабность Сокурова-кинематографиста заключается и в том, что он одновременно и равноценно работает в игровом и неигровом кино. Он называет Россию «грандиозной страной с неограниченным потенциалом материала, творческих сил развития документалистики».

16-00   Программа неигровых фильмов   136 мин.

Соната для Гитлера (1979-1989)  Десятиминутный фильм, лишённый слова, в нём только немецкая кинохроника и музыка. Это зрительная соната на тему «Гитлер и Германия. Вождь и народ. Человек и зло». Своеобразный эпиграф к циклу «Карма власти. Тираны ХХ века».

К событиям в Закавказье (1990)   Специальный выпуск кинохроники к событиям 1990 года. Их главный герой – народ, в лице женщин, бросивший вызов власти, поднявшийся на защиту права на жизнь.

Пример интонации (1991-1993) Вторая встреча перед камерой Сокурова и Ельцина. Это не документальный портрет, не политический очерк, но лирико-драматическое, нравственно-философское эссе о человеке, волею судеб ставшем первым президентом постсоветской России.

«Элегия очень русская национальная форма. Она оказалась созвучна моему мироощущению и стала главной моей внутренней формой, моей эстетической философией», - так характеризует режиссёр цикл неигровых фильмов, названный «Элегии».

Элегия из России. Этюды для сна (1993)  Шестой фильм этого цикла, воплощающего сокуровское понимание-чувствование Отечества, его «русскую идею». В нём уникальная способность режиссёра оживлять, одушевлять старые фотографии, старую кинохронику пробуждает особое чувство. Сопричастность к тем, кто был до нас, рядом с нами, ощущение себя частью бесконечного целого – нации, народа, человечества.

26 апреля

19-30  Камень  (1992)  85 мин. Фильм по шедевру Создателя, который он наименовал Чеховым. В фильме не биография, а судьба писателя, не характер, а духовный феномен Чехова.

 

18-00  Тихие страницы (1993) 80 мин. Экранизация не текстов, но сокуровских переживаний, переосмыслений, перечитываний прозы Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, М. Горького. Извлечение из неё «российских генов» «судьбы человеческой, судьбы народной».

27 апреля

Сын России и её художник, Сокуров не мог главные темы своего творчества – смерти, смысла Бытия, любви – пронести мимо такого явления, как семья.

18-00   Круг второй (1990)  89 мин.   фильм-диалог блудного сына с отцом, не дождавшимся его. Притча о том, как трудно жить, стареть, болеть, умирать, хоронить в России.

20-00   Мать и сын (1996)  73 мин. История любви и милосердия у края жизни, побеждающие смерть. Мать дождалась сына, и он разделил с ней последние дни, часы, минуты, мгновения её физического существования, которые для обоих стали временем счастья.

Наша справка

Сокуров Александр Николаевич

Сокуров Александр Николаевич родился в 1951 году в России в деревне Подорвиха, Иркутской области в семье военного, участника ВОВ. В детстве переезжал с родителями с места на место: учиться в школе начал в Польше, закончил в Туркмении.

После окончания средней школы в 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского Университета. Во время учебы в Университете начал работать в штате Редакции художественного вещания Горьковского телевидения в качестве помощника режиссера, затем ассистента режиссера.

Работая на телевидении, активно осваивал кино и телевизионную технологию, в возрасте 19 лет как режиссер выпустил свои первые телевизионные программы. За 6 лет работы на Горьковском телевидении им были созданы несколько телевизионных фильмов и ряд телевизионных программ прямого эфира.

В 1974 году Сокуров защитил диплом историка на историческом факультете Горьковского университета.

В 1975 году поступил на постановочный факультет ВГИКа в мастерскую документального кино Александра Згуриди.

Во время обучения во ВГИКе за отличную учебу Сокуров получал стипендию имени С. Эйзенштейна.

В 1979 году, сдав экзамены экстерном, на год раньше срока был вынужден закончить обучение во ВГИКе из-за острого конфликта с администрацией института и руководством Госкино: его студенческие кинематографические работы категорически не принимались, его обвиняли в формализме и в антисоветских настроениях.

Первая художественная картина Сокурова «Одинокий голос человека» по мотивам повести русского писателя Андрея Платонова, позже получившая ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в качестве диплома. Именно это время для Сокурова знаменательно моральной и профессиональной поддержкой выдающегося и тогда опального для властей режиссера Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссера. Дружба Сокурова с Тарковским не прерывалась и после отъезда последнего из России.

По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен в штат киностудии «Ленфильм», где работал над своими первыми игровыми картинами. Параллельно с этим сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где сняты в разное время все его документальные кинокартины.

Уже первые фильмы, сделанные им в Ленинграде, вызвали негативную реакцию у партийного руководства города и в Госкино. В течение длительного времени, вплоть до перестройки (конец 80-х), ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой к показу.

В конце 80-х ряд снятых Сокуровым раньше игровых и документальных фильмов вышли в прокат и представляли русское кино на многих международных кинофестивалях. В 80–90 годы режиссер интенсивно работал, снимая игровые и документальные картины, часто несколько картин в год.

В то же время он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссеров при киностудии «Ленфильм». В 1998–1999 гг. вел на ТВ в Петербурге цикл передач «Остров Сокурова», в которых поднимались вопросы о месте кинематографа в современной культуре.

С середины 90-х годов режиссер со своими коллегами начал освоение видеотехнологии, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снят ряд документальных видеофильмов. Несколько из них сделано в Японии по заказу японских ТВ каналов благодаря энтузиазму и бескорыстному участию японских друзей.

Сокуров был участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов.

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.

Сокуров неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского. Он является Заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом Государственной Премии России (1997) и лауреатом Премии Ватикана — «Премия Третье тысячелетие» (1998). В 2003 году режиссер был награжден «Премией Свободы», учрежденной Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис».

В 2004 году Александру Сокурову присвоено звание Народного артиста РФ.

В настоящее время на основе съемочной группы Сокурова на «Ленфильме» создана студия «Берег», которая является предприятием некоммерческого кино как документального, так и игрового. Финансирования ни государственного, ни частного студия не имеет.

(По материалам официального сайта «Остров Сокурова»).

Ведущая программы Ирина Николаевна Гращенкова

Киновед, доктор искусствоведения.

В 1967г. окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Публикуется по проблемам киноискусства с 70-х годов. Печаталась в научных сборниках, в журналах "Искусство кино", "Сов. экран", "Киноведческие записки" и др., в газетах "Культура", "Экран и сцена", "СК-Новости" и др. Автор многих трудов по истории отечественного кинематографа, по кинообразованию и художественному воспитанию школьников и молодежи, киноклубному движению. Участвовала в работе Российской федерации киноклубов, движения кинообразования в школах и некинематографических вузах. С 80-х годов стала осуществлять программу "клубного" показа фильмов Александра Сокурова. В марте 2001 г. возглавила отдел молодежной политики при Союзе кинематографистов России.

Автор книг: "Абрам Роом" (М., 1977), "Советские кинорежиссеры" (М., 1982), "Основы киноискусства" (М., 1984), "Кино как средство эстетического воспитания" (М., 1986), "Кино Серебряного Века" (М., 2005) и др..

Смотрите также: