Дремлющий на козлах извозчик, неподалёку что-то обсуждает стайка юных беспечных курсисток, а группа горожанок в разноцветных платках спешит в ранний час на молебен в храм.
Не ищите сегодня на картах город, изображённый на полотнах художника Михаила ЧАЛОВА. Это город-призрак - уездный Царицын, каким он был в начале прошлого века.
Остановись, мгновение!
Цикл картин, которые сам автор назвал «художественной реставрацией», хочется рассматривать часами. Верится и не верится, что этот город- «незнакомец» - наш Волгоград. Создавал его художник так: сначала он рисовал панораму царицынского квартала. Потом на отдельных полотнах - самые интересные его уголки. А затем населял их различными персонажами. Причём воссоздано всё с фотографической точностью.
«А как иначе? - удивляется Чалов. - Если взялся за дело - выкладывайся по максимуму. Несколько лет назад я путешествовал по русскому Северу, был на Соловках. Там многое - храмы, русские деревни, старинные городки - напоминает об исконной, допетровский Руси. И тогда я задался вопросом, а что из себя представляет мой родной Волгоград? Ведь о его довоенном, тем более дореволюционном облике известно до обидного мало. Что не разрушила фашистская бомбёжка, переделали советские строители. Где-нибудь в Австрии бережно, до деталей сохраняют домики обывателей XVII-XVIII веков, даже если они ничего из себя особенного не представляют. А наш Царицын сто лет назад был красивейшим городом империи. Что ни общественное, купеческое здание или церковь - то шедевр зодчества. Тот же храм Александра Невского на Александровской площади - да таких проектов было наперечёт на всю страну!»
Задавшись целью до деталей изобразить давно несуществующий город, живописец потратил пять лет. За это время он стал частым гостем музеев и архивов. «Картины я создавал, накладывая одну на другую множество фотографий, схем, градостроительных старинных планов и чертежей, - вспоминает автор. - Даже трофейные фотоархивы немецкого люфтваффе пригодились. Накануне бомбёжек нацистские лётчики детально снимали город едва ли не метр за метром. И сквозь новые тогда сталинградские кварталы проглядывал более ранний Царицын».
Эпохи в масле
Всего в царицынском цикле 92 картины, написанные маслом и гуашью. Самые большие полотна размером почти в два метра. Они отражают несколько эпох: конец XIX - начало XX века - расцвет купеческого и промышленного Царицына, самого богатого на юге России, а также XXI век - панорама современного Волгограда.
«Подождите ещё немного, и я вам нарисую весь старый город - от края до края в тогдашних границах начала прошлого века: от «французского завода Дюмо» до Ельшанского оврага. Может, потом и Сарепту прихвачу. Мы должны помнить, что потеряли, это моё художественное наставление и завещание всем волгоградцам», - улыбается Чалов.
Смотрите также:
- Амбиции в прошлом. Чем современный Волгоград отличается от Царицына →
- Зачем в Волгограде хотят установить «Столп имени братьев Нобелей»? →
- «Курятники» уродуют Волгоград →