Волгоград, 18 декабря – АиФ-Волгоград. С распадом СССР колхозы и совхозы стали делить на так называемые доли, саму землю можно было сдавать аренду, получать за её пользование денежную или натуральную оплату. В волгоградское село шагнула рыночная реформа. К каким последствиям привела подобная «сельская земельная революция»? Об этом наш разговор с профессором кафедры «Землеустройство и земельный кадастр» Волгоградского государственного аграрного университета, кандидатом экономических наук Александром Воробьевым.
Земля фермеру «по мандату»
– Александр Васильевич, реформа крестьянской жизни началась ещё в бывшем СССР. Наша Волгоградская область двигалась тогда «своим особым путем» в силу тогдашней политической конъюнктуры?
– Действительно, на заре «земельных» преобразований, в 1990 году, в нашем регионе был несколько иной подход к решению фермерской проблемы. Помню, на тогдашней сессии облсовета было принято революционное по смелости решение: изъять около 10% сельхозугодий, а это около миллиона гектаров, для организации крестьянско-фермерских хозяйств. Но при этом планировалось избрать на конкурсной основе лучших, наиболее достойных претендентов и выделить им участки оптимальных размеров — не по 50-60, а по 300- пашни. Надо признать, что те, кто тогда успел организоваться, уже через пару лет начали давать реальную отдачу. В основном это грамотные специалисты, которые облагородили землю, приобрели технику, начали строить. Потом ситуация несколько поменялась. В декабре 1991 года президент издал указ о передаче земли в собственность колхозов и совхозов, которым надлежало поделить ее на земельные доли. Каждому крестьянину было дано право выходить для организации собственных фермерских хозяйств. По мнению многих ученных и специалистов, это решение принято без реального экономического обоснования. Вообще, ошибок у истоков земельной реформы было немало. Принимаемые законы носили декларативный характер. Про механизм реализации, про учет всех реальных последствий вспоминали в самый последний момент. Можно сказать, что земельная реформа шла в стране по живой ткани нашего крестьянства. Коррективы, если и вносились, то по ходу стремительных реформ.
Наше досье | |
---|---|
Воробьев Александр Васильевич. Профессор кафедры «Землеустройство и земельный кадастр» Волгоградского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук, член-корреспондент РАЕН. Окончил Московский институт инженеров землеустройства. С 1980 года — главный инженер-землеустроитель управления сельского хозяйства Волгоградского облисполкома. С 1989 года в течение 17 лет руководил землеустроительной службой региона, возглавлял комитет по земельным ресурсам и землеустройству Волгоградской области. Автор более 10 книг и справочных пособий. Заслуженный землеустроитель Российской Федерации. |
– К чему это приводило на практике?
– Курьезов была масса. Помню, в наш тогдашний областной земельный комитет приезжает фермер из Суровикинского района. С порога набросился: «Вы что, законы не читаете? Почему их не исполняете?» Объясняю, что его заявление должен рассмотреть районный малый совет и решить, где выделить землю: из 10-процентного фонда перераспределения или договориться с колхозом. «Я хочу, — настаивает фермер, — чтобы вы лично сказали, чтобы мне выделили землю. Земельные комитеты обязаны это делать...» После третьего его приезда вижу: объяснять что-либо бесполезно — не понимает. Пишу на клочке бумаги: «Я, председатель областного земельного комитета, выделяю землю гражданину... в таком-то месте...» Он с этой бумажкой — к главе района. Показывает и требует: «Выделяй!» Не знаю, что произошло дальше, но его я больше не видел.
Было, приходит фермер из Даниловского района — весь из себя окрыленный: «Иван Петрович Шабунин (тогдашний глава Волгоградской области – авт.) сказал, чтобы мне дали землю!» Накануне Иван Петрович звонил: «Разберись с ним, реши вопрос». Объясняю фермеру порядок выделения, а мы поможем: подключим землеустроителей, специалистов Гипрозема... «Не надо, — говорит, — мне никаких специалистов. Вы получили указание, и прошу нарезать землю. Мне ее президент Ельцин выделил». Приглянулся ему земельный участок под производственную базу практически в самом райцентре: вынь именно его и положь! Около полутора лет всех терроризировал этим требованием. Писал во все инстанции жалобы на меня, на Шабунина. Сейчас вспоминаю об этом с улыбкой. А тогда нам было совсем не смешно.
– Откуда у тогдашних фермеров было столько в голове «каши» и элементарного правового нигилизма?
– Отчасти, считаю, в этом были недочеты и федеральной власти. Ведь при малейшей попытке объяснить людям, что мы не можем просто отчертить участок на карте, люди возмущались: президент нам землю дал, депутаты дали, а вы, чиновники, такие-сякие, препятствуете исполнению закона! По-человечески мы их понимали. Положение с продовольственным снабжением было тяжелейшее: в магазинах ни овощей, ни фруктов, зарплату не выдавали по несколько месяцев. Или же выдавали «натурой» — товарами народного потребления. Для многих семей шесть соток были спасением. Но как человеку дать необходимый земельный ресурс таким образом, чтобы потом не отобрали, а самого по судам не затаскали? В некоторых регионах разводили руками: «Закон есть, а механизмов его реализации нет. Ждите...»
Эпоха смены вывесок
– Кто-то из земельных специалистов подсчитал: за десять реформенных лет с 1990 по 2000 годы система Госкомзема страны пережила одиннадцать переименований и преобразований. Была ли в этой бесконечной смене вывесок, а порой и функций столь настоятельная необходимость?
– Комментировать подобные федеральные решения трудно даже с сегодняшних позиций. Замечу только, что многие землеустроительные работы, выполнявшиеся в начале земельной реформы, до сих пор не утратили своей актуальности. Например, вспоминаю, как в 1992 году Волгоградский гипрозем стал составлять проекты внутрихозяйственного землеустройства для крестьянских хозяйств. Через три года уже были проекты для всех почвенно-климатических зон нашей области. Фермерские хозяйства, получившие в то время такие проекты, и сегодня используют свои наделы намного эффективнее, у них гораздо выше доходность на единицу площади. Как следствие у них многолетняя финансовая стабильность.
– Если перейти ко дню сегодняшнему, то какие важнейшие шаги землеустроителей и местных властей ещё только предстоит реализовать на практике?
– Сегодня в рамках исполнения федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начался новый этап земельных преобразований. Органы местного самоуправления должны организовать проведение кадастровых работ таким образом, чтобы завершить до 1 июля 2013 года оформление участков в счёт земельных долей. Кстати, к настоящему времени все без исключения сельские районы получили схемы землеустройства муниципальных образований.
Смотрите также:
- Руководители садоводческих обществ терроризируют дачников →
- Председатели дачных обществ избавляются от неугодных →
- В Волгоградской области засуха сжигает урожай →