К неурожаям в сёлах Заволжья почти привыкли. Но такой ранней засухи, как сейчас, ещё не было. На всём огромном пространстве от Старой Полтавки до Ленинска давным-давно нет дождей, и урожай может погибнуть на корню.
Точка невозврата
Последние надежды на урожай сжигает суховей, пришедший из Казахстана. В Палласовском районе он уничтожил уже 20 тыс. га озимых – треть всех посевов.
– Если это продолжится, будет стопроцентная гибель, – говорит заместитель главы администрации района по сельскому хозяйству, продовольствию и охране окружающей среды Александр Игнатченко. – Теперь даже если пройдёт дождь, говорить о хорошем урожае всё равно сложно.
Гендиректор ООО «Пагро» Иван Порываев считается в районе самым крепким хозяйственником, но и он на грани срыва: три четверти посевов цозимой пшеницы прошли точку невозврата, зерновые здесь фактически погибли. Яровые культуры тоже вряд ли помогут: всходы есть, а запасов влаги в почве нет. Так что для роста и развития никаких перспектив.
– Мы все на кредитах, взяли их в марте-апреле, уже в сентябре наступят первые платежи, а отдавать нечем, – тревога в голосе Ивана Николаевича серьёзная, потому что на карту брошена вся экономика района и судьбы многих людей. Тем более, по его словам, помощи ждать неоткуда. Молчат и областные власти, которым уже заявили ущерб.
Примерно в это же время мы сидели в кабинете заместителя главы района в 2010 году и говорили о проблемах села. Год оказался страшно засушливым, но это стало ясно только в середине лета, а в мае у палласовцев были другие заботы – где взять семена и горючее на посевную? Да и совершенной безнадёги в голосе руководителей тогда ещё не было, они ждали от Москвы и Волгограда лишь справедливой компенсации за предыдущий неурожай. Та весна, в отличие от нынешней, их ещё бодрила…
И. о. главы администрации Старополтавского района Рашид Кильдеев говорит о том же: климат снова повернулся к нам спиной, с каждым днём тают надежды на урожай в 20 центнеров с гектара, который начинали считать своим. Сейчас в этих планах произошёл серьёзный надлом, который только увеличивается.
– А тут ещё саранча проснулась на брошенных полях. Если так дальше пойдёт, последнее доест, – переживает Рашид Анверович. – Всё равно ждём дождей: может, смягчат ситуацию.
Разоренье – мать ученья?
Начальник отдела растениеводства министерства сельского хозяйства Дмитрий Шульц только что вернулся с обследования озимых в Октябрьском районе – там та же картина. Говорит, что если дождя не будет, гибель посевов неминуема. Ведь сейчас заканчивается цветение пшеницы, начинается самая ответственная фаза – налив зерна. А чем наливаться, если земля сухая? Осадков нигде нет, и если дальше так пойдёт, беда распространится на север области. А сейчас угроза засухи нависла над всем Заволжьем, Котельниковским, Октябрьским, Светлоярским, Городищенским и даже Иловлинским районами. Что делать? Молиться, – почти всерьёз советует Шульц.
Впрочем, «северянам» тоже тревожно. Заместитель председателя совета директоров агрохолдинга «Гетекс» Владимир Сорокин рассказывает, что их земли разбросаны по всей области, вплоть до Рудни, а картина везде одина-
ковая:
– Осадков не было нигде. Ни в апреле, ни в мае – ни одного продуктивного дождя.
В сельском хозяйстве он 20 лет, но такой ранней засухи не помнит. «Гетекс» посеял 12 тысяч га озимых в разных районах – обстановка всюду критическая. Уже сейчас здесь ждут потерь до 50%.
Смотрите также:
- Профессор ВолГАУ Александр Воробьев: «Земельная реформа шла по живой ткани» →
- Фермеры Волгоградской области: Мы не призывали бойкотировать выборы →
- Руководители садоводческих обществ терроризируют дачников →