aif.ru counter
161

Ирина Соловьева: «Главное – укрепить местное самоуправление»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ-Нижнее Поволжье 10/07/2013
Фото: АИФ

Несмотря на то, что до окончания срока нынешнего созыва Волгоградской городской думы остались считанные недели, деятельность муниципального представительного органа не только не затихла, но, наоборот, активизировалась.

По-прежнему работают все думские комитеты, готовятся новые проекты решений, имеющие важное значение для города и его жителей. Да и сами заседания думы стали проходить более организованно и конструктивно. 

Многие связывают эти позитивные перемены с тем, что последние три месяца полномочия главы Волгограда и одновременно председателя думы исполняет Ирина Соловьёва. Накануне последнего в этом созыве заседания городского парламента мы встретились с Ириной Анатольевной и попросили её ответить на несколько вопросов.

Обязательно к исполнению

– Ирина Анатольевна, вы неоднократно говорили о том, что функции контроля являются для думы наиболее важными. Почему вы так считаете?

– Депутаты избираются в думу для того, чтобы работать в интересах своих избирателей. Но эта работа должна быть должным образом организована. Именно поэтому в рамках исполнения думой своих полномочий, установленных законом, функции контроля являются самыми главными. Ведь в системе муниципального управления существует принцип разделения властей. Есть исполнительная власть, которая работает на местах, обеспечивает нормальную жизнедеятельность муниципального образования и оказывает услуги населению, а есть власть представительная, которая в интересах граждан контролирует исполнение решений думы, заслушивает отчёт исполнительной власти и даёт оценку её работе.

К сожалению, никаких нормативных документов по исполнению депутатами своих контрольных полномочий в нашей думе не существовало. Учитывая важность этого вопроса, мною был разработан проект решения «О контрольных полномочиях Волгоградской городской думы». 

Стоит отметить, что ранее контроль в думе ограничивался только формальным учётом: когда решение вышло, срок, в который оно должно быть исполнено, после чего оно списывалось с контроля. Но ведь есть нормативно-правовые акты, которые носят длительный характер. Скажем, различного рода правила, касающиеся, например, порядка проведения конкурсов на право выполнения муниципального заказа, оказания услуг населению, таких как озеленение, содержание дорог и т. д.

Как выполняются такие решения думы, нужно контролировать постоянно. Депутаты должны знать реальную картину, как эти услуги доходят до населения, каково их качество. Поэтому предложенный мною проект решения был принят, за что я депутатам благодарна. Данный документ позволяет определить порядок осуществления контроля за исполнением решений думы. Сейчас городской представительный орган по нему работает. В частности, каждый вторник у нас проходит «час контроля», в нём участвуют депутаты, на него приглашаются должностные лица администрации города, руководители структурных подразделений. Для «часа контроля» заранее готовится повестка дня, которую формируют председатели думских комитетов, и итогом этих слушаний, как правило, становятся решения, которые принимает дума.

У должностных лиц администрации появляется юридическая ответственность за неисполнение решений думы. 

Это очень важно. Потому что защищать интересы избирателей без контроля за тем, как решения думы исполняются, как услуги доходят до населения, невозможно.

– Не могли бы вы привести конкретные примеры таких решений думы?

– Конечно. Например, на последнем заседании думы мы приняли четыре решения, касающиеся соблюдения графика ремонтных дорожных работ и выполнения фирмами-подрядчиками условий муниципальных контрактов, качества питьевой воды, самовольной установки в городе нестационарных объектов, таких как киоски, павильоны и т. д., а также в целом исполнения администрацией ряда решений думы.  

Возьмём решение по дорогам – суть его в том, чтобы побудить администрацию города контролировать качество ремонта дорог и в случае их некачественного выполнения заставить исполнителя работ переделать их за свой счёт. Нельзя возлагать это бремя на бюджет. Налогоплательщики уже один раз за эту работу заплатили.

И второй пример – это решение об изыскании администрацией города денежных средств, необходимых для незамедлительного улучшения качества питьевой воды. Причём я предложила, чтобы эти средства были изысканы не только за счёт средств собственно МУП «Горводоканал», но и за счёт сокращения расходов администрации на своё собственное содержание. Это решение – также результат деятельности рабочей группы в рамках «часа контроля».

– Это экстренные меры?

– Да, изыскиваются резервы из бюджета нынешнего года. В «Водоканале» уже начались работы, они изыскали на это порядка 20 млн. руб. Конечно, проблемы у «Водоканала» большие, их нужно решать комплексно, по долгосрочной программе. Но есть мероприятия, которые требуют незамедлительного проведения. И у города есть резервы, которые нужно направить на эти цели.

У КСП есть скрытые резервы

– На одном из заседаний думы заслушивался также отчёт контрольно-счётной палаты, который депутатами не был принят…

– Контрольно-счётная палата Волгограда – очень важный орган в структуре органов местного самоуправления. Она работает по плану, утверждённому Волгоградской городской думой. Без её заключения мы не принимаем бюджет, она выносит свои заключения и по другим вопросам, связанным с финансово-хозяйственной деятельностью органов местного самоуправления.  

Недавно вступил в силу федеральный закон «О конт­рольно-счётных органах Российской Федерации», который даёт нам право заслушивать отчёт КСП, обращаться за проведением анализа её деятельности в вышестоящий орган – в нашем случае в контрольно-счётную палату Волгоградской области, чем мы незамедлительно воспользовались.

Не буду скрывать, что вопросы об отчёте КСП Волгограда, равно как проведения анализа её деятельности, были инициированы мною. Депутаты в своём большинстве поддержали это предложение. Хочу отметить, что главной целью депутатов было не только заслушать показатели выполненной в 2012 году работы КСП Волгограда. В первую очередь у нас возник вопрос об эффективности деятельности контрольно-счётного органа именно в части исполнения возложенных на палату полномочий, о полноте и качестве проводимых КСП мероприятий.

Всё это явилось основанием для направления председателю КСП Волгоградской области обращения о проведении анализа деятельности контрольно-счётного органа города, результатом которого стал приезд в наш город комиссии Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации (АКСОР).

Как отметила комиссия, это произошло впервые в стране. Этот факт получил высокую оценку членов комиссии АКСОР, которые оценили его как «государственный подход» к решению задач, поставленных перед представительным органом власти.

– И к каким же выводам пришла комиссия?

– Уже сейчас комиссия озвучила свои выводы, подтверждающие то, на что я также ранее указывала – наличие у КСП города имеющихся у неё неиспользованных резервов. Отмечена при этом несостоятельность исполнительно-распорядительной власти города при организации ею внутреннего финансового контроля, на что я также обращала внимание неоднократно.

По моему мнению, КСП необходимо сосредоточиться на превентивной работе по предупреждению нарушений бюджетного законодательства. На важность этого направления деятельности обращает внимание и руководство высшего контрольно-счётного органа страны. Такая превентивная работа положительно скажется на контроле за нецелевым и неэффективным использованием бюджетных средств. Не надо забывать, что доходная часть бюджета – это деньги налогоплательщиков, и если они потрачены неэффективно, назад их уже не вернёшь.

В целом я удовлетворена результатами работы комиссии. По итогам её работы в адрес КСП и администрации Волгограда будут направлены соответствующие рекомендации, а Волгоградская городская дума в рамках своих полномочий будет контролировать их реализацию. Уверена, что это окажет позитивное влияние на соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства, что в конечном итоге отразится на качестве жизни волгоградцев. Ведь за любым вопросом, связанным с исполнением бюджета, стоят интересы жителей города. 

Больше полномочий передать районам

– Теперь поговорим о структуре администрации. Вы неоднократно говорили о том, что больше полномочий нужно передать районам.

– Да, я это говорила, и я рада, что исполнительная власть нас услышала. 

Структура – это норма Устава города. Она утверждается решением думы, не исполнять которое нельзя. От структуры органов исполнительной власти зависит качество решения вопросов местного значения. Наш город – очень протяжённый, растянулся на 100 км. Поэтому невозможно организовать оперативное решение всех вопросов из центра. Да и населению трудно добираться по всякому вопросу в департаменты и комитеты мэрии, когда рядом есть районная администрация. Поэтому больше полномочий нужно передать в районы.

Хочу подчеркнуть, что с вопросом структуры тесно связан и вопрос компетентности работников администрации. Сегодня, к сожалению, мы не наблюдаем какой-то грамотной кадровой политики в этом направлении. 

Мало того, что действующая структура администрации не утверждена в установленном порядке, она ещё и громоздка и чересчур многочисленна. Но можно было бы согласиться с такой структурой, если бы вопросы решались должным образом. А они не решаются. Населению оказываются либо некачественные услуги, либо не оказываются вообще.

Есть кадровый голод, особенно в городском хозяйстве, в коммунальной сфере. Кроме того, ряд вопросов местного значения либо дублируется в разных структурных подразделениях администрации, либо не предусмотрен в ныне действующей структуре вообще. Например, озеленением занимаются в департаменте окружающей среды, который выполняет контрольные функции и не должен заниматься хозяйственной деятельностью. Сейчас администрация согласилась, чтобы все вопросы городского хозяйства были в одном департаменте.

Не секрет, к сожалению, что раньше подчас образовывалось структурное подразделение под конкретное лицо, которого устраивали на работу руководителем, используя свои связи и возможности. С этим согласиться нельзя.

Конечно, дума не вмешивается непосредственно в назначение конкретного должностного лица. Мы утверждаем структуру. Но если руководитель не справляется, во время его отчёта перед думой мы можем рекомендовать администрации освободить его от занимаемой должности либо поставить вопрос о принятии к нему мер ответственности.

Структура администрации, которая будет вынесена на заседание думы 17 июля, в большей степени отвечает поставленным задачам. В ней мы видим усиление полномочий районов, и это для меня очень важно. 

– А сколько сотрудников сейчас работает в администрации Волгограда и сколько останется?

– Сегодня работает около двух тысяч человек, и сокращение будет более 30 процентов. Но сократить штат – не самое главное. Важно привлечь тех, кто, может быть, сегодня не работает в администрации, но имеет большой опыт. Например, как я уже сказала, очень отрадно, что в этой структуре будет муниципальное учреждение по озеленению. Я на этом настаивала ранее. Волгоградцы помнят, что раньше у нас этой деятельностью занималось специализированное предприятие «Зеленхоз». Его опыт стоит использовать. И, конечно, в новое предприятие нужно возвращать специалистов.

Всё это непростые вопросы, связанные с судьбами людей. Но этот вопрос давно назрел. Возникла необходимость в формировании гибкой и эффективной системы управления городом, предполагающей наличие у должностных лиц стремления к новациям, способность принимать на себя личную ответственность за результат. Поэтому в этом случае важна компетентность людей, которые будут работать как в администрации, так и в её структурных подразделениях.

Главное сегодня – это укрепление местного и общественного самоуправления. Поэтому необходимо принять меры, направленные на обеспечение взаимодействия в городской власти между её территориальными и структурными подразделениями.

Быть ближе к людям

– С тех пор как вы стали исполнять полномочия главы Волгограда, люди обратили внимание на то, что вы часто выезжаете на места, встречаетесь с горожанами. Насколько важной вы считаете такую практику? Ведь и в кабинете можно принимать немало полезных решений.

– Как правило, эти выезды и встречи связаны с обращениями, поступившими ко мне от граждан. От них я черпаю ту первичную информацию, которая так необходима для принятия правильных решений. Кроме того, можно сказать, что граждане, обращаясь к депутатам в городскую думу по различным вопросам, в определённой степени принимают участие в работе органов местного самоуправления. И это правильно и важно. Ведь в этом случае депутаты, рассматривая обращения горожан, фактически принимают решения, которые относятся к тем или иным вопросам их жизнеобеспечения.

К примеру, в последнее время поступает много обращений, связанных с работой управляющих компаний в сфере ЖКХ, в частности, касающихся необоснованного завышения нормативов на содержание общедомового имущества. Они явились основанием для принятия правовых документов, повлекших уменьшение сумм, подлежащих уплате собственниками жилых помещений.

Недавно граждане столкнулись с ещё одной проблемой – отказом ряда управляющих компаний делать перерасчёт за необоснованно взысканные платежи. Проверка этих обращений позволила установить, что со стороны администрации города нет надлежащего контроля за деятельностью УК в этой сфере. В настоящее время в городе решен вопрос о предоставлении собственникам жилых помещений права заключать договора на оказание услуг с организациями, их поставляющими, а не с управляющими компаниями.

Можно привести и другие примеры участия жителей города в местном самоуправлении через направляемые в городскую думу обращения. Так, в частности, решались вопросы благоустройства дворовых территорий, уборки мусора, ремонта проезжей части дорог и так далее. 

Отписки вместо результатов

– Но ведь решение этих вопросов находится в компетенции органов исполнительной власти. Нет ли здесь нарушения принципа разделения властей, о котором вы только что говорили?

– Действительно, это фактически те вопросы местного значения, решение которых возложено на администрацию города. И именно она должна ими заниматься. Однако нельзя согласиться с тем, что вопросы, с которыми граждане обращаются в органы исполнительной власти, долгое время не решаются. Особенно те, которые не требуют особых затрат, времени и ресурсов. 

Вообще, работа администрации и её структурных подразделений с обращениями граждан носила достаточно формальный характер. Недавно мною была проанализирована работа администрации по этому направлению в 2012 году. Выяснилось, что им поступило свыше 10 тысяч обращений. Из них почти в половине случаев люди получили просто разъяснения, а не конкретную информацию о принятых мерах. Иными словами, просто отписки. 

Кроме того, в ряде ответов содержались обещания о включении финансирования тех или иных работ в бюджет следующего года. Но в дальнейшем о них просто забывали, и проблемы граждан оставались нерешенными.

Выезды на места, непосредственное общение с волгоградцами я всегда считала и считаю основой своей работы в думе. Поэтому в моём рабочем графике сейчас обязательно предусмотрены еженедельные выезды на места по обращениям граждан с участием представителей администрации города и её структурных подразделений, управляющих компаний и представителей других организаций, в чьём ведении находятся те или иные вопросы.

Считаю это, пожалуй, самой эффективной формой рассмотрения обращений граждан. Такое взаимодействие позволяет проверить как обоснованность доводов заявителей, так и определить ответственность тех лиц, в чьей компетенции находится решение данных вопросов.

Сегодня во время таких выездов мы стараемся охватить максимальное количество обращений, но в первую очередь те адреса, где чиновниками длительное время не решаются проблемы, затрагивающие интересы жителей.

Принятые меры позволили в короткий срок решить ряд вопросов, которые ставили жители, к примеру, по обращениям граждан, проживающих по ул. Полоненко, ул. Жирновской, доме 74а по ул. Землячки в Дзержинском районе, ул. капитана Тряскина в Краснооктябрьском районе, ул. Шумилова в Кировском и в доме 3 по ул. Советской в Центральном районе и так далее. 

Уверена, что работать с обращениями граждан нужно именно в таком режиме. Ведь проблема исполнительной власти в нашем городе заключается в том, что она оторвана от народа, зачастую не знает, какие вопросы волнуют его жителей. Хотя власть должна работать для населения и в его интересах. Такое формальное отношение к проблемам горожан нужно в корне менять. Со своей стороны я делаю всё возможное для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. 

Эту сферу деятельности городская дума должна держать на постоянном контроле. А правильно выстроенная работа с обращениями граждан позволит решать для города и его жителей поднимаемые в обращениях вопросы более эффективно, чем в настоящее время.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах