Примерное время чтения: 10 минут
7203

«Мой вклад в спорт сейчас ничего не стоит». Елена Исинбаева о жизни без Рио

Елена Исинбаева не будет готовиться к следующей Олимпиаде.
Елена Исинбаева не будет готовиться к следующей Олимпиаде. www.globallookpress.com

Через несколько часов после объявления вердикта Спортивного арбитражного суда, поставившего крест на мечте великой спортсменки уйти из большого спорта трехкратной Олимпийской чемпионкой, Елена Исинбаева в прямом эфире #VKLive ответила на вопросы своих поклонников. Прославленная прыгунья с шестом откровенно рассказала о том, как ее иностранные коллеги отнеслись к допинговому скандалу, что было бы, если бы она поехала в Рио, и чем будет заниматься после завершения карьеры.

«Бойкотировать Олимпиаду нельзя»

– Как вы отреагировали на решение Спортивного арбитражного суда?

Елена Исинбаева: Я, естественно, расстроилась, ведь до последнего надеялась на справедливость. Решение суда меня разочаровало, убило последнюю веру в то, что можно было бы завершить свою карьеру на такой высокой ноте - победой на Олимпийских играх.

После заседания суда я была настроена оптимистически. Судьи слушали меня очень внимательно, вопросов практически не задавали, головой кивали. У меня сложилось впечатление, что они понимают, что это несправедливо.

– Будете ли вы добиваться аудиенции с какими-либо спортивными чиновниками?

– Не вижу смысла. Есть смысл только в индивидуальном порядке подавать апелляцию. Затем идти в международный суд по правам человека. Для меня это дело принципа, но оно никак не будет связано с выступлением на Олимпиаде. Даже то заявление, которое прозвучало после решения суда, про 30 дней на апелляцию, оно какое-то издевательское. Потому что 30 дней до Олимпиады у нас нет.

Один шанс из ста остается. Четкого «нет» мы не услышали, а слышали «нет, но» и многоточие. До 24 июля, когда свое решение озвучит Международный Олимпийский комитет, еще осталась какая-то тростинка, но я уже ни во что не верю, да и не хочется верить, потому что вся процедура унизительна. Ведь спортсмены из других стран спокойно готовятся, а я в это время должна ждать и надеяться на чудо. Не по-чемпионски это.

– Вы продолжаете тренироваться?

– Буду тренироваться до 24 июля. Если в воскресенье нас добьют, то смысла продолжать тренировки я не вижу.

Спортсмены из других стран спокойно готовятся, а я в это время должна ждать и надеяться на чудо. Не по-чемпионски это.

– Вы бы приняли участие в альтернативных соревнованиях, если бы Россия такие организовала?

– Я бы рассмотрела этот вопрос ранее, но сегодня мне уже не хочется. Заменить Олимпиаду другими соревнованиями невозможно. Меня ни одни другие старты так не заводят и не мотивируют, сейчас руки уже практически опустились.

– А как вы относитесь к идее бойкотировать Игры всей сборной?

– Отрицательно, ни в коем случае нельзя этого делать. Все остальные федерации не должны страдать из-за ВФЛА. Спортсмены готовились 4 года и не должны пропускать главный старт заодно с кем-то. Наоборот, пусть они едут и завоюют все золотые медали и за нас в том числе.

«Кто бы ни победил в Рио, он будет только вторым»

– На Чемпионате России в Чебоксарах вы показала лучший результат сезона. Может, если бы вы прыгнули хуже, то было бы больше шансов попасть на Олимпиаду?

– Сейчас мне многие говорят, что я зря прыгнула 4,90, потому что таким результатом я напугала всех своих соперниц. Все поняли, что если я могу так сейчас, после долгого перерыва, то, что же я сделаю в Рио. У моих соперниц были шок и паника. Но я не верю, что мой высокий результат как-то повлиял на решение Спортивного арбитражного суда.

– Какую максимальную высоту вы брали на тренировках?

– С резинкой я прыгала 5.20, а с перекладиной – 5.11. Это было в 2012 году, до травмы. Но на тренировках прыгать высоко сложнее, чем на соревнованиях. Потому что само состояние отличается, нет того адреналина.

Моя цель в Рио была выиграть золото и установить новый мировой рекорд. Скорее всего, это было бы не ниже 5,10. Мы рассчитывали на такой результат, мы говорили о нем еще 10 лет назад. И я верю сейчас, что 5,10 мне бы покорились. В отсутствии меня в Рио, кто бы ни победил, это будет только второе место.

– В беге спортсмен может морально «съесть» соперника перед стартом, просто посмотрев на него. На вас когда-нибудь так давили соперницы?

– Все наоборот. Когда я появляюсь на стадионе, они думают: «Как мы ее терпеть не можем, опять она вышла, опять побеждает». Я кайфую, если меня ненавидят соперницы. Я не люблю, чтобы со мной здоровались, разговаривали. Меня ненавидят – значит все нормально, я снова на коне, на вершине. Но это на соревнованиях, а в жизни все по-другому.

В отсутствии меня в Рио, кто бы ни победил, это будет только второе место.

– Спортсмены из других стран вас поддерживают в связи с отстранением от Игр?

– Когда только появилась угроза остаться за бортом, еще зимой, я кинулась за поддержкой к своим зарубежным друзьям, с которыми тренировалась и работала долгие годы. Я им всем разослала сообщения с просьбой о поддержке. Я была в них уверена, но ответа не получила. Иностранные спортсмены по принципу «сейчас мы скажем, и придут с проверкой к нам» решили отмолчаться. Сейчас они говорят, что жалко, что Россию отстранили, но это процентов 5, и то в основном атлеты, завершившие свою карьеру.

«Я выберу семью»

– Вы бы могли выступить в Рио под Олимпийским флагом?

– Я убеждена, что такого не произойдёт, потому что президент МОК уже допустил Дарью Клишину выступать под российским флагом. Под нейтральным флагом имеют право выступать спортсмены, в чьей стране идет война или чья страна бойкотирует Игры. У меня нет таких оснований. Если я буду в Рио, то только под российским флагом.

– А что вы думаете о смене спортивного гражданства?

 – Для меня это невозможно, спортсмен должен два года не выступать за свою страну перед сменой гражданства. Но если такая неразбериха будет длиться долго, то многие атлеты без оглядки поменяют гражданство, что бы выступить на следующей Олимпиаде. И я осуждать не буду.

– Может, есть смысл остаться еще на 4 года и подготовиться к следующей Олимпиаде?

– Приятно, если люди думают, что мне это по силам. Но нет. Мне 34 года и я выберу семью.

– После всех этих собыйтий вы не передумали отдавать дочь в спорт?

– Нет, потому что я та, кто я есть, благодаря спорту. Он закаляет, дисциплинирует, воспитывает. Это фантастический мир, который не будет закрыт для моей дочери. Если Ева решит заниматься спортом, мы с мужем ее поддержим. Но только не прыжки с шестом. Ведь тогда ее все время будут сравнивать с мамой.

– Планируете ли вы давать мастер-классы, делиться опытом с юными спортсменами?

– Если это будет необходимо, если дети будут заинтересованы, то да. У нас была идея создать свою базу в Волгограде, но для этого нужны тренеры. Я могу мотивировать, но тренировать я не смогу. Если Евгений Васильевич Трофимов сможет передать свой тренерский опыт, тогда что-то получится. Но для этого нужны фанаты своего дела, а их нет, потому что тренерская работа сложная и низкооплачиваемая.

– Будете ли вы строить карьеру спортивного чиновника?

– Я открою маленький секрет. В Рио будут избирать комиссию спортсменов МОК. Я один из кандидатов. Этих спортсменов будут выбирать все участники Игр. Из 24 кандидатов они выберут только 4. Главное условие – кандидат должен физически присутствовать в Рио. Это было моей целью, это была бы первая ступень в спортивной деятельности в МОК. Но и эта цель будет мне недоступна, потому что от иностранных спортсменов я поддержки не чувствую.

– Осенью состоятся перевыборы главы Всероссийской федерации легкой атлетики. Будете в них участвовать?

– Нет, я сконцентрируюсь на увеличении численности своей семьи, ведь я все-таки девушка.

– Многие говорят, что позиция российских спортивных чиновников в этой ситуации была невнятной.

– Сложно судить. Наши руководители изначально поддерживали нас, и работа шла над тем, чтобы восстановить членство в IAAF. Но там дали понять, что это долгий процесс. Было много потеряно времени на включение в IAAF и почти не осталось времени, чтобы заниматься спортсменами. Если бы изначально каждый подавал иск индивидуально, то возможно был бы другой сценарий. Но этим начали заниматься только за месяц до суда. Возможно, федерацию могут и до следующей Олимпиады не вернут в IAAF.

Наши спортсмены остались ни с чем. Нам фактически запретили зарабатывать деньги спортом и кормить наши семьи. 2016 год прожит зря: без заработка, без соревнований, без всего.

Допинг существует во всем мире, если эти люди захотят разобраться, они могут найти много интересного. Это просто атака на Россию со всех сторон. Самое обидное, что в Рио имеют право выступать спортсмены, отсидевшие дисквалификацию за допинг. А я не имею права, хотя 20 лет у меня были чистые пробы. Где защита прав «чистых» спортсменов? Где эти «чистые» спортсмены? Только за пределами России?

Наши спортсмены не защищены. Мы отбиваемся, как можем, но каждый сам за себя. Я не могу не говорить, ведь молчание – знак согласия. А я с этим не согласна. Все эти оправдания очень унизительны. Мы звезды мировой легкой атлетики, но лично мой вклад в большой спорт сегодня не стоит ничего.

Лучшие достижения в прыжках с шестом

  • 6,14 метров - Сергей Бубка (Украина), 1994 год
  • 5,06 метров – Елена Исинбаева (Россия), 2009 год
  • 4,92 метров - Дженнифер Сур (США), 2008 год
  • 4,90 метров - Ярислей Сильва (Куба), 2015 год

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах