Примерное время чтения: 9 минут
4935

«Боялась стать ненужной». Елена Исинбаева о начале пути и жизни впроголодь

Фото Дианы Одинцовой / Из личного архива

Двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева встретилась со студентами Волгоградской академии физкультуры и спорта. Титулованная легкоатлетка провела беседу в рамках проекта «Диалог на равных» Федерального агентства по делам молодежи. Студенты и спортсмены смогли расспросить гостью о том, что было самым сложным на ее пути к успеху, откуда она брала силы, а также узнали, когда и почему ей приходилось жить «впроголодь». Олимпийская чемпионка также рассказала о планах на будущее -  почему не собирается быть тренером и в какой вид спорта планирует отдавать детей. «АиФ-Волгоград» подготовил самые интересные выдержки из ответов Елены Исинбаевой.

О тренере и «звездной болезни»

«В моменты после важных побед огромную роль в моей жизни сыграл мой тренер Евгений Васильевич Трофимов. Он постоянно мне говорил: «Если ты  хочешь сиять всегда  -  сегодня порадуйся, завтра забудь».

Евгений Васильевич очень земной человек, на него не влияют «медные трубы», он дает себе порадоваться только один день. Если почивать на лаврах долго, можно растерять всего себя, свою спортивную форму и вообще сломаться. Когда человека везде любят, боготворят, он на этом «плывет», но когда все заканчивается, приходят новые звезды с новыми достижениями, он не понимает, почему так случилось.

Конечно, мне, молодой девочке, на первых порах порадоваться день и забыть было очень сложно. Но тренер возвращал меня на землю, призывал к еще более интенсивным тренировкам, так как понимал: только тяжелая работа «выбьет» из меня это счастье, которое я еще вчера почувствовала на пьедестале почета».

О том, откуда берутся силы

«Очень сложным было время после второй победы на Олимпиаде - в Пекине в 2008 году. До этого я четыре года побеждала всюду. Олимпиаду-2008 выиграла с новым рекордом. Мне было 26 лет, я чувствовала себя звездой: меня приглашали на все турниры, я привыкла к гимнам в свою честь, пресс-подходам, фотосессиям. И в какой-то момент поняла, что устала, что мне так надоели все эти стадионы, аплодисменты. Хотелось забиться в угол. Ну знаете, вроде как  «звезда устала», ищите другую и на ней «ездите». И вот наступает 2009 год,  Чемпионат  мира по легкой атлетике в Берлине. Я выхожу в сектор с мыслями: «Ой, ну сейчас прыгну, пройду в микс-зону, как всегда раздам автографы, руки пожму... Уехать бы отдохнуть на море, на пляж с песочком». Думаю так, а тем временем я в секторе на Чемпионате мира.

И тут раз - не беру высоту. Я проиграла, и это был мой первый проигрыш за всю спортивную карьеру. Меня как ледяной водой облили. Так и слышала: «Исинбаева проиграла, сенсация!»

Иду в микс-зону, а там сотня журналистов со всего мира. И понимаю, что выигрывать-то легче. А тут что я могу сказать? Что ответить? Говорю, мол, погода плохая была, нога болела, ветер встречный или что там еще у нас бывает. Я же не могла сказать: «Ну, я просто устала».

Мой тренер постоянно мне говорил о победах: «Если ты хочешь сиять всегда - сегодня порадуйся, завтра забудь». Если почивать на лаврах долго, можно растерять всего себя, свою спортивную форму и вообще сломаться.

И когда я до конца осознала, что проиграла, я стала как бык, увидевший красную тряпку, у меня сразу нашлась мотивация. Я просто поняла, что я не хочу больше оправдываться, выдумывать причину, почему я проиграла. Потому что причины не было, я просто не хотела. Потом были адские четыре года, когда я пыталась вернуться, и в 2012 наконец выиграла у олимпийской чемпионки на Чемпионате мира в Москве. Но с тех пор я поняла, что я рада всему, что вокруг меня происходит, что я все это никому не отдам, что я всего это хочу. С тех пор я больше не устаю и никогда не устану».

О голоде, лишениях и страхе остаться одной

С 16 до 20 лет, призналась спортсменка, для нее было тяжелое время - девушка начала полнеть. Из-за этого ей пришлось придерживаться строгой диеты, и это было непросто.

 «Тренер меня постоянно ругал, есть не давал, я всегда была голодная. До 20-21 года жила впроголодь. Это было первое испытание. Мой вес был аж под 80 кг, а надо было как-то тренироваться.

Потом у всех подружек начались дискотеки, парни. Я уже определила для себя путь профессиональной спортсменки, и так вышло, что все подружки у меня отсеялись. Я сначала переживала, а потом решила, что, значит, не мое. Я все время бредила мечтой стать олимпийской чемпионкой. И все время представляла, как буду стоять на пьедестале, и все мои подружки будут смотреть на меня по телевизору. Ну и парни, само собой.

Конечно, очень сильно переживала, что не было личной жизни в этом возрасте. Девочки все уже и с парнями жили, а я даже, можно сказать, в щечку не целовалась. Боялась, что замуж никогда не выйду, потому что только спорт, спорт, спорт... В 30 лет стану старой девой и никому не буду нужна, ребенка никогда не рожу. Но проходит время - а оно бежит катастрофически быстро - и вот сегодня мне 35 лет, и муж есть, и ребенок, и второй будет скоро. И все шикарно. Оборачиваешься назад, и понимаешь: все, чем ты жертвовал - это такая мелочь. Часто то, чего лишает нас жизнь - а она каждого из нас чего-то лишает -  только в тот момент кажется трагедией. А сегодня это смешно, ведь на самом деле ты не теряешь, а приобретаешь».

Конечно, очень сильно переживала, что не было личной жизни. Боялась, что замуж никогда не выйду, потому что только спорт, спорт, спорт... В 30 лет стану старой девой и никому не буду нужна, ребенка никогда не рожу.

О детях и любимом спорте

«Легкая атлетика - это любовь на всю жизнь. На втором месте среди любимых видов спорта - художественная гимнастика. Я сама занималась спортивной гимнастикой 10 лет, но, конечно, мечтала всегда о художественной. Сегодня свою дочку отдала в художественную. Не знаю, что получится.

Спорт всегда будет частью моей жизни. Сегодня уже как мамы, дети которой будут обязательно им заниматься.

Но каким именно видом, точно сказать трудно. Будем смотреть, в кого пойдут дети - в меня или мужа (спортсменка замужем за метателем копья, членом сборной России Никитой Петиновым - прим. ред.), к чему будут предрасположены». 

О судьбоносном «так получилось»

«Перейти в легкую атлетику не было моим выбором, так получилось.

С 5 до 15 лет я занималась спортивной гимнастикой, получила «корочку» мастера спорта. Для спортивной гимнастики я была очень высокая - 170 см в 15 лет. Тогда тренер предложил мне заняться прыжками с шестом.

Ну вот представьте, 15 лет, высокая девушка, а тут какие-то прыжки с шестом. Я вообще не понимала, о чем это, что это вообще за спорт. Ни женственности, ни грации. Представляла себя непонятно кем, бегущим с палкой. Сказала: «Нет, не буду, не буду». И тренер по прыжкам к тому же сказал, что девочек не берет.

Тогда мне заявили, что в таком случае придется идти нижним спортсменом в акробатику. Я представила, что стану большой тучной тетей, ведь на своих плечах придется держать 2-3 человек. И решила пойти «в шест». К тому же и тренер с той стороны согласился на девочку. А через полгода уже выполнила норматив мастера спорта международного класса».

О работе тренера и собственной школе

«Я думала о работе тренером, но пока не готова. Это в два раза сложнее, чем быть профессиональным спортсменом. Тренер живет жизнью своего спортсмена. У нас, например, когда я была в трудном подростковом возрасте, Евгений Васильевич звонил в 11 вечера на домашний телефон и спрашивал, ложусь ли я спать. Я бегом мчалась к этому времени домой, где бы я ни была.

Если мой рекорд побьют, я рада не буду вообще. Конечно, все мы, спортсмены, эгоисты, и я жуткая эгоистка по отношению к каждому своему мировому рекорду. Одному буду только рада - если мой рекорд побьет девочка из России.

Я для себя сегодня решила, что буду способствовать развитию прыжков с шестом, искать тренеров. У нас в Волгограде сегодня единственная группа занимается этим видом спорта, а из тренеров только мой, Евгений Васильевич  Трофимов, и его сын. При этом есть все условия, есть дорогостоящие шесты. Профессия тренера очень тяжелая и в какие-то моменты неблагодарная, поэтому мне хочется помогать им и всячески стимулировать.

Может быть, я создам свою школу по прыжкам в Волгограде. Я сама смогу давать консультации, мастер- классы, приходить на тренировки два раза в неделю и контролировать».

Об олимпийских рекордах и молодых спортсменках

«Если мой рекорд побьют, я рада не буду вообще (мировой рекорд в прыжках с шестом среди женщин - 5,06 м, который остается непобитым с 2005 года. - прим.ред.). Одному буду только рада - если мой рекорд побьет девочка из России, потому что он останется у нас. Но если его побьет девочка извне, то я расстроюсь. Конечно, все мы, спортсмены - эгоисты, и я жуткая эгоистка по отношению к каждому своему мировому рекорду. Очень жаль, что я не смогла прыгнуть 5,15 м, к которым так стремилась и которые надеялась взять в Рио. 5,06, конечно, не такая космическая высота. Если бы я взяла 5,15, в ближайшие сто лет этот рекорд точно бы никто не побил.

Часто то, чего лишает нас жизнь - а она каждого из нас чего-то лишает - только в тот момент кажется трагедией. А сегодня это смешно, ведь на самом деле ты не теряешь, а приобретаешь.

Если рекорд побьют, я порадуюсь за развитие прыжков с шестом, потому что это мой вид спорта. Благодаря мне многие девочки поверили в себя и пытаются прыгнуть 5 метров и выше. Но пока я не вижу реальных претенденток».

О неравнодушии

«Благотворительность - уже неотъемлемая часть моей жизни, как и спорт. Считаю, что каждый может изменить жизнь ближнего к лучшему, если не будет равнодушным и станет делиться тем, что имеет.

У меня есть две любимые пословицы, которые помогают мне жить. Первая - «Все, что отдал - твое, все,  что скрыл и закопал в землю - давно сгнило». То есть чем больше мы отдаем, тем дольше то, что мы отдали, живет.

Вторая пословица, даже девиз: «Сделали добро - помни, сделал добро – забудь». Свои добрые дела я забываю,  а про все доброе, что сделали мне, помню по сей день».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах