Если мысли витают в облаках, а телу никак не сидится на бренной земле, значит вам по стопам Гагарина — в летчики или космонавты. Как попасть в небо, «АиФ»-НП» рассказал выпускник Качинского высшего военного авиационного училища летчиков им. А.Ф.Мясникова в Волгограде, Герой Российской Федерации, летчик-испытатель 1 класса Опытно-конструкторского бюро им.А.С. Яковлева Олег Мутовин.
Вперед к мечте!
Анастасия Кувшинова, «АиФ»-НП» Олег Евгеньевич, ваш путь в профессию был в прямом смысле неблизкий: родились на Камчатке, а учились в Волгограде. Как так сложилось?
Олег Мутовин: Летчиком я хотел стать сколько себя помню, авиаторы на Камчатке всегда были самыми уважаемыми людьми. А поступать в Качу на летчика-истребителя решил, учась в 6-7 классе школы. В то время читал много книг, мемуаров летчиков про войну и, в них чаще других упоминалась именно Кача. Так утвердился в выборе. В выпускном классе оказалось, что с Камчатки нет разнарядки в Качу, а на областной медкомиссии один из врачей не дал допуск по состоянию здоровья. Я чуть было не отказался от своей мечты. К счастью, мой «диагноз» оказался делом поправимым, а с разнарядкой помог наш школьный военрук - отправил мое личное дело прямиком в Качинское училище, откуда мне прислали «персональный» вызов.
- Есть выражение «В Каче все иначе». О чем оно?
- Это фольклор, но как показала жизнь, качинцы - самые закаленные и стойкие ребята. Хотя нас готовили как элиту армии, но до 4 курса училища мы ходили в сапогах, портянках и солдатской х/б-шке, у нас были наряды по кухне и поездки в совхоз, а на лагерных аэродромах условия были спартанские. Уже потом я узнал, что в других летных училищах жизнь складывалась помягче, но именно мы, качинцы, оказались готовы к любым сложностям.
- Что потерял Волгоград с расформированием Качинского училища?
- Во многом растерял ауру авиационного города. Кроме того, снос памятника-стелы на территории Качи очень сильно уронил престиж Волгограда в лице авиационной общественности. Этот факт еще долго обсуждался авиаторами. Обидно, что городская власть не заступилась за стелу, хотя она числилась в реестре охраняемых памятников культуры.
Справка: Памятник героям-качинцам был открыт 21 ноября 1980 года. Он был сооружен на деньги курсантов училища по проекту преподавателя училища Дмитрия Аксенова, к 70-летию КВВАУЛ им. Мясникова. Памятник представлял собой стелу высотой 20 метров, выполненную из монолитного железобетона, ее венчали взмывающие в небо самолет и ракета из алюминия. Внизу располагался горельеф с изображенными портретами военных летчиков, выпускников училища Героев Советского Союза Сидорова, Елисеева и дважды Героя Советского Союза космонавта Быковского. Памятник символизировал поэтапное развитие авиационной техники - поршневой, реактивной и космической - и одновременно память о знаменитых летчиках, вышедших из стен Качи. Снесен в октябре 2007 г.
Хромающая авиация
- Как изменилась система подготовки летчиков сегодня?
- Осталось всего одно военное летное училище — в Краснодаре. Три бывших училища стали его филиалами, а еще два — филиалами Военно- воздушной академии Воронеже (сама академия летчиков не готовит). Сеть гражданских летных училищ в основном удалось сохранить, и даже открылись два дополнительных центра. Это связано с ростом гражданских авиаперевозок. Но все равно в авиакомпаниях отмечается нехватка кадров, приходится даже набирать иностранцев, теперь это разрешено.
- Что же мешает готовить своих пилотов?
- Это очень дорого: необходимо обеспечить затраты на авиационную технику, поддержание ее состояния, топливо, работу инструкторов, разные средства обеспечения полетов, эксплуатацию аэродромов.
- В чем вы видите решение проблемы?
- Во-первых, разрешить открытие частных школ, внедрив понятную и прозрачную процедуру сертификации. Во-вторых, необходимо, решить проблему службы в армии выпускников училищ гражданской авиации, где нет военной кафедры. После училища их призывают на срочную службу простыми солдатами! Они прерывают летную практику, теряют навыки. А ведь можно посадить их правыми пилотами на военный транспортный самолет или вертолет.
- Как себя чувствуют частные аэроклубы?
- Выживают на голом энтузиазме. Частные клубы существуют только на членские взносы. Хорошо, если в нем состоит успешный бизнесмен: бывает, он заплатил взнос, а на эти деньги пара ребятишек из соседней деревни смогли начать летать, прикоснулись к небу. Но так везет не всем.
- А ведь малая и частная авиация могла бы решить множество проблем, не так ли?
- Еще бы! Например, обеспечить сообщение там, где вовсе нет дорог, организовать быструю доставку грузов между небольшими населенными пунктами. В большинстве стран мира малая и частная авиация составляет 90% парка. На Аляске каждый второй житель имеет лицензию пилота, более 12 тыс. небольших частных самолетов и вертолетов, 5 местных авиакомпаний. А у меня на родине, на Камчатке, всего одна авиакомпания с восемью самолетами, которая диктует свои условия и устанавливает огромные цены. Из-за отсутствия малой авиации страдает экономика страны, закрываются «ставшие неперспективными» населенные пункты.
Здесь любят настойчивых
- Что посоветуете тому, кто решил стать летчиком?
- Быть готовым учиться всю жизнь, заниматься спортом в меру, развивать мозг, логику, реакцию и помнить: авиация любит настойчивых. Успех на 80% зависит от тебя, остальные 20% - от удачи. Также необходимо помнить, что это опасная профессия, в которой любая личная ошибка может стать фатальной, почти как у сапера.
- В чем особенность вашей нынешней профессии летчика-испытателя?
- Экспериментальная авиация - более узкая, эксклюзивная область. Она тесно соприкасается с наукой. Летчики-испытатели почти ежедневно общаются с конструкторами, работают в лабораториях НИИ. Специалистов этой профессии всего 100-150 человек на всю страну. Это очень тесный круг единомышленников, работающих в унисон, независимо от национальности, языка и культуры. Например сейчас мы в ОКБ проводим испытания нового среднемагистрального лайнера МС-21, летаем вместе с итальянскими и английским пилотами и прекрасно друг друга понимаем.
Еще один нюанс - работа летчика-испытателя очень публичная. Каждый полет готовят десятки инженеров и техников, каждое действие летчика во время испытания отслеживают сотни специалистов, а после - анализируют по записям КЗА (контрольно-записывающей аппаратуры). Это очень большая ответственность и серьезная психологическая нагрузка.
- За что вы получили звание Героя Российской Федерации?
- Это было в 2008 году. Тогда я был военным летчиком-испытателем ГЛИЦ МО РФ имени В.П. Чкалова, ведущим по корабельной тематике. Звание мне присвоили за испытания, результатом которых стало возвращение нашего авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и нашей палубной авиации в акваторию Средиземного моря после 12-летнего перерыва в таких походах. Это была сложная, но достаточно интересная работа, сопряженная с определенным риском.
- Если бы у вас была другая жизнь, вы хотели бы выбрать другую профессию?
- Я снова стал бы летчиком! А если бы не сложилось, то астрофизиком. Меня очень интересует изучение космоса: звезд и планет, физические процессы, лежащие в основе эволюции Вселенной.
Не оказаться бесполезным
- Авиация и космонавтика сегодня популярны?
Более чем. В нашей авиастроительной корпорации «Иркут» с каждым годом все больше молодых специалистов,талантливых ребят. А в новый набор отряда космонавтов Роскосмоса, подали заявки более 900 человек! Много молодежи, школьников в разных регионах занимается научно-техническим творчеством в области авиации и космонавтики, участвуют в конференциях и круглых столах, приглашают космонавтов, ученых в области космических исследований, астрономов, академиков. Меня часто приглашают выступить в школах, и я вижу горящие глаза детей.
- Кто может попасть в космос?
- Принять участие в отборе может любой желающий с высшим образованием. Нужно быть внутренне готовым, искренне интересоваться профессией, подходить по уровню физподготовки и образования. Необязательно сначала становиться летчиком. Действительно, большая часть космонавтов — это выходцы из летной среды, а у покорителей космоса до сих пор сохраняется звание «летчик-космонавт», но среди них немало конструкторов, ученых, инженеров, врачей. Но независимо от профессии важно понимать: каждый человек, находясь на орбите, должен принести какую-то пользу человечеству, не допустить, чтобы его командировка вдруг оказалась бесполезной. Кстати, этот принцип хорошо бы применять не только в космосе, но и в обычной жизни.