Афишами с рекламой распродажи одежды финского производства пестрят центры многих городов России. Скидки обещают до 70-80%. На аттракционе неслыханной щедрости побывал журналист «АиФ»-Нижнее Поволжье» и выяснил: пользуясь лазейками в законодательстве, их инициаторы и вдохновители обманули уже десятки тысяч потребителей по всей стране.
Олени, рога и копыта
…У входа в магазин, где арендует площади ярмарка, висят яркие шарики и стоят зазывающие щиты. Тут же пританцовывает под бодрую музыку и улыбается покупателям продавец Данила.
– Вы не сомневайтесь, это самая лучшая кожа, – убеждает он уже в магазине, демонстрируя мне плащ убийственной жёлто-зелёной расцветки. Я сомневаюсь – ну это же явно дерматин. Данила стоит на своём – это… кожа оленя.
Рядом даму убеждают, что куртка сшита из кожи шестимесячного ягнёнка. Другой покупательнице что-то с жаром расписывают про телят и козлят. В этом зоопарке, похоже, не хватает только крокодила.
– Мы работаем у вас в Волгограде последний день, так что поторопитесь, – настаивает Данила. – Вам сильно повезло: закрылся магазин в Санкт-Петербурге, и осталась настоящая финская одежда. Видите, как всё быстро разбирают и как мало размеров осталось. А какие скидки!
Скидки действительно рекордные: тот самый плащ из оленьей кожи вместо 38 690 руб. предлагают купить за 16 900, куртку из шерсти альпака (так заверил продавец!) вместо 39 000 – за 18 900. Скидки впечатляют, но когда я сканирую этикетку «оленьего» плаща через приложение «Честный знак» (государственная система прослеживаемости и оценки товаров. – Ред.), то узнаю: «финский эксклюзив»... произведён в России. При этом ни размер, ни состав, ни производителя определить невозможно – нет данных.
В ответ на моё недоумение продавцы хором уверяют: у них просто остатки, потому система их не сканирует. «Вы не сомневайтесь, если вам что-то не понравится, вещь можно будет сдать. Мы специально оставим в Волгограде на две недели нашего сотрудника Елену Васильевну, и она будет принимать претензии», – заверили меня люди, арендовавшие площади в городе на пару дней.
Позже я зашла на сайт, который был указан на этикетке. Украшенный красивыми оленьими рогами, он расписывал преимущества финских брендов. Проверила бренды – это фейк, их просто не существует!
По городам и весям
Вообще-то, чтобы понять, что перед тобой лохотрон невиданной наглости, и «Честный знак» не был нужен. «Финский эксклюзив» и выглядел как самый заурядный ширпотреб, только в цене отличался раз в пять-десять. Но товар раскупали быстро.
– Вы не представляете, как мне нравится эта работа, – откровенничал Данила. – Я сам с Урала, студент-заочник, здесь подрабатываю. Зарплата 1000 руб. в день (думаю, Данила не сказал о процентах с продаж. – Авт.), впечатлений много, мы всё время путешествуем. Я объехал уже 50 городов!
А вот это наверняка было правдой – коробейники с чудо-товаром колесят по России под видом московских, белорусских, финских и прочих ярмарок с завидной скоростью. Схема везде одна та же: броские листовки с рекламой, аренда площадей на несколько дней, бодрая торговля и быстрый переезд в следующий город.
«Недавно с такого лохотрона пришёл мой 78-летний отец. Пришёл с весьма выгодным, на его взгляд, приобретением. Это была куртка чёрного цвета из дерматина самого низкого качества: просто плёнка, наклеенная на хлипкую трикотажную основу. Никаких этикеток. Обманули его, по нашим расчётам, тысяч на семь», – пишет в сети пользователь из Кемеровской области.
«Когда мы спросили, почему на шубе нет чипа, нас выставили из зала, а торговлю прикрыли», – рассказывает о «финской» ярмарке жительница Петербурга
«На просьбу показать документы на одежду нам дали бумаги, что все «финские» куртки сделаны новосибирским ИП полностью из искусственных материалов», – пишет жительница Казани.
Эти «финские» ярмарки в сети неслучайно прозвали свинскими. Пользуясь лазейками в законодательстве, их инициаторы и вдохновители обманули уже десятки тысяч потребителей по всей стране. Так, по данным общественного движения «Красивый Петербург», только в Северной столице действует порядка 50 групп организаторов таких ярмарок. Сколько таким образом реализуется контрафакта, какой объём продаж уходит из системы налогообложения – эти вопросы стоит адресовать соответствующим органам. А между тем коробейники научились обходить и электронные системы.
Так, согласно действующему законодательству, одежда и обувь, которые продаются в России, подлежат обязательной маркировке. Специальный код производитель получает как раз через госсистему «Честный знак». Если не получает, то товар автоматически становится контрафактом. Это грубое нарушение.
Но, оказывается, код можно получить на один товар, а использовать его для другого, предельно обезличивая – как было на ярмарке в Волгограде.
– Если товар обезличен и не идентифицируется через систему «Честный знак», это прямое нарушение закона, – объясняет руководитель отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Виталий Осадчий. – Сталкиваясь с подобным, отправляйте информацию о нарушении самой системе «Честный знак» – там есть специальная форма. Потом эта информация поступит в контрольно-надзорные органы. Важно, чтобы такие обращения были массовыми.
Меры по противодействию ловким торговцам принимают и общественные организации.
– Мы побывали на «финской» ярмарке и убедились, что там продаётся некачественный товар по явно завышенным ценам, – рассказали в волгоградской «Лиге прав потребителей». – Нашей организацией было отправлено обращение в областной комитет промышленной политики, торговли и ТЭК, чтобы проинформировать власти о нарушениях.
Важную вещь может сделать и каждый из нас: расскажите о «свинских» ярмарках пожилым родственникам, ведь такая форма торговли рассчитана в первую очередь на них. А когда сомнительный товар перестанут покупать, распродажи на колёсах исчезнут сами собой.