По сообщению газеты «Ведомости», «Национальный совет такси» (НСТ) выразил обеспокоенность по поводу ценовой политики «АвтоВАЗа» в отношении автомобилей Lada Granta и Lada Vesta, используемых в таксомоторных перевозках.
Возможна зависимость от одного производителя
В письме, направленном в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) 18 февраля, исполнительный директор НСТ Наталия Лозинская указала на возможное завышение цен со стороны автопроизводителя. Представитель ассоциации подтвердил отправку документа, копия которого оказалась в распоряжении «Ведомостей».
ФАС сообщила, что обращение получено и находится на рассмотрении. В письме НСТ отмечается, что доля автомобилей «АвтоВАЗа» в таксомоторных перевозках постоянно растет и уже превышает 50% от общего числа новых машин, поступающих в таксопарки ежегодно. Это создает финансовую зависимость перевозчиков от ценовой политики одного производителя.
Согласно данным Аналитического центра при правительстве, цены на Lada Granta за период с 2021 по 2023 год выросли почти в 1,6 раза, а на Lada Vesta — в 1,8 раза. При этом средняя цена автомобилей эконом-класса в России за тот же период увеличилась лишь на 28%. Лозинская подчеркивает, что такое повышение цен не имеет экономического обоснования и наносит ущерб таксомоторной отрасли, приводя к убыткам перевозчиков и сокращению числа малых и средних таксопарков.
Представитель «АвтоВАЗа» заявил, что компания не видела текста жалобы и не считает себя доминирующим поставщиком автомобилей для такси.
Рынок бюджетных автомобилей исчез
По данным агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России в 2024 году выросла на 6% по сравнению с 2023 годом и составила 3,12 млн рублей. За последние пять лет этот показатель практически удвоился.
Минпромторг заявил, что контролирует ценовую политику отечественных автопроизводителей и дилеров, исключая необоснованное завышение цен.
Закон о локализации автомобилей такси
В НСТ выразили обеспокоенность в связи с законодательной инициативой, которая может еще больше усилить позиции «АвтоВАЗа» на рынке таксомоторных перевозок. Речь идет о законопроекте, предполагающем установление требований по уровню локализации автомобилей для такси. Документ, внесенный в Госдуму в январе 2024 года, уже вызвал критику со стороны бизнеса и общественных объединений.
НСТ считает, что принятие законопроекта приведет к монополизации рынка поставок автомобилей такси «АвтоВАЗом», что ограничит предложение и ухудшит качество машин.