Каршеринг, то есть предоставление автомобилей в аренду, услуга относительно новая. И пока немногие знают, к каким неприятностям может привести поездка. Поучительные истории собрал «АиФ-Нижнее Поволжье».
Авто в аренду
Волгоградец Виталий Андропов брал машину в каршеринг. «12 июня 2020 г. мы на этой машине везли столик из магазина в коробке размером 90×90×15см, — рассказал Виталий. — Коробка была чистая, гладкая, автомобилю не был нанесён даже малейший ущерб. Мы живём недалеко, поэтому стоимость поездки вышла всего 150 руб. Но на следующий день с карты моей девушки Светланы начали произвольно списывать деньги, а на почту пришло уведомление о штрафе в 50 000 руб.».
Когда Виталий и Светлана отошли от первого шока, выяснилось, что эта внушительная сумма — штраф за перевозку того самого столика. Не поверили свои глазам. Когда с карты списали 3000 руб., решили больше не платить и ждать суда. Рассчитывали, что он будет на их стороне. В суде и правда сумму снизили — до 30 тыс. руб. В итоге со всеми издержками перевозка столика в каршеринговом авто обошлась им в 38 тыс. руб.
Когда об этой неприятной истории молодые люди стали забывать, неожиданно — спустя почти три года — пришёл ещё один иск. Теперь уже на сумму 72 тыс. руб.! Оказалось, это санкции за несвоевременную оплату штрафа.
Тут надо пояснить, что в договоре присоединения, который заключает каждый водитель перед использованием авто, предусмотрены не только штрафы, но и такие санкции. Так, за каждые три дня просрочки санкции начисляются в размере 1000 руб. То есть за месяц просрочки, помимо самого штрафа, набежит ещё 10 тыс. руб. санкций.
«В исковых требованиях было указано, что так как мы не оплатили штраф вовремя, то обязаны выплатить ещё 72 тыс. (!!!) руб. за просрочку платежа (считаются дни между „нарушением“ и судебным решением), — рассказал Виталий. — Они пишут, что готовы снизить сумму штрафа до 45 тыс. руб., однако нужно будет оплатить их расходы, что в итоге выходит ровно 50 тыс. руб.».
Виталий уверен — каршеринг намеренно не заявил эти требования в первом иске, чтобы потом под конец срока давности подать второй. «В итоге за поездку стоимостью в 150 руб. мы будем вынуждены заплатить почти 100 тыс. руб. штрафа», — возмущается Виталий.
Мужчина обратился по поводу проблемной ситуации в прокуратуру и другие надзорные органы и рассчитывает на их вмешательство.
Договорные отношения
Мужчина решил почитать отзывы на работу сервиса каршеринга в сети и понял — он не одинок. Серьёзные штрафы за нарушения, которые никак не отражаются на состоянии автомобиля, — это то, с чем столкнулся не один Виталий (отзывы находятся в сети в открытом доступе, редакция с ними ознакомилась). Одного оштрафовали за перевозку мягкой игрушки для ребёнка в чистой пленке, второго — за то, что вёз на заднем сидении две небольшие колонки, третьего — тоже за столешницу. Ещё один пользователь пустил ненадолго за руль отца (прокатиться по двору), результат — 75 тыс. руб. штрафа (во всех машинах постоянно работают камеры, скрыть ничего нельзя). И так далее... Многие пользователи считают, что этот каршеринг зарабатывает не на поездках, а на штрафах.
Справедливости ради отметим, что после сообщений пользователей о штрафах, как правило, следует отклик от самой компании, где обещают разобраться, заверяют в лояльном отношении к клиентам и т. д. Но, собственно, в данной ситуации сила в любом случае будет на её стороне, так как все штрафные санкции изначально прописаны в договоре. И та самая 1000 руб. за три дня просрочки тоже прописана — мы убедились в этом, изучив договор (признаться, хорошо подумали бы, прежде чем нечто подобное заключать).
— В нашу организацию поступали жалобы на эту каршеринговую компанию, — рассказала редакции председатель волгоградской общественной организации «Лига защиты прав потребителей» Ксения Осадчая. — Договор она предлагает действительно очень обширный, в нём порядка 30 страниц мелким шрифтом. Практика показала, что многие потребители его попросту не читают. А между тем составлен он искусно. Штраф позиционируется как ответственность за неисполнение обязанностей по эксплуатации автомобиля. Здесь же указано, что потребитель обязан иметь на счету деньги не только для оплаты пользования автомобилем, но и для списания штрафных санкций. Мы знаем также, что, как правило, суды удовлетворяют иски каршеринга, но в ряде случаев идут на уменьшение штрафных санкций.
Эксперты «Лиги защиты прав потребителей» призывают внимательно читать любой документ, прежде чем поставить подпись. Ведь подпись — это свидетельство вашего согласия.
Редакция «АиФ»-Нижнее Поволжье» запросила в компании «Би-Би.Кар» информацию по поводу проблемных ситуаций с клиентами и ее позиции в целом. В ответ пришло подтверждение, что наш запрос получен, но на момент сдачи номера информации от компании не поступило. Однако мы готовы продолжить больную для многих потребителей тему на своих страницах.