Примерное время чтения: 8 минут
116

У кого что болит? Эксперты «АиФ»-НП» ответили на вопросы о правах пациентов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Нижнее Поволжье №48 30/11/2022
Если в поликлинике нет узкого специалиста или нужных пациенту процедур, его обязаны направить в другое медучреждение в рамках полиса ОМС.
Если в поликлинике нет узкого специалиста или нужных пациенту процедур, его обязаны направить в другое медучреждение в рамках полиса ОМС. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

25 ноября в редакции «АиФ»-НП» телефон не умолкал ни на минуту: на вопросы читателей отвечали эксперт по защите прав пациентов Галина Едигарова и вице-президент ВООГ «Содействие» Андрей Солодовников. 

Публикуем ответы на вопросы, которые задавали чаще всего.

Недоступная медицина

У нас в хуторе, чтобы записаться к врачу, надо ехать в больницу, так как по телефону дозвониться невозможно. И потом ещё придётся ехать на сам приём, а общественного транспорта из хутора нет! Что делать нам, пожилым людям, у кого нет машины?
Евдокия Андреевна, Урюпинский р-н, х. Булековский

Галина Едигарова: Евдокия Андреевна, в таком случае вам стоит обратиться в местную администрацию. У нас в регионе, как сообщал комитет здравоохранения, действуют мобильные бригады. Они на специально оборудованных автомобилях помогают пожилым людям, маломобильным гражданам и членам многодетных семей из удалённых сёл добраться до медицинских учреждений. Бригада доставляет до медучреждения и обратно. Используется для этого 36 автомобилей. 

Облздрав сообщал (цитата): «Служба доступна жителям всех районов Волгоградской области». Если вопрос не решите, с жалобой обращайтесь в облздрав и соцзащиту. 

У нас в больнице отсутствует хирург, а мне необходима его консультация. Как быть в таком случае?
Владимир Николаевич, Камышин

Андрей Солодовников: К сожалению, медицинских кадров не хватает во многих учреждениях здравоохранения, особенно в сельских районах области. И тем не менее пациенты должны получать помощь, в том числе от узких специалистов. Срок предоставления такой помощи – 14 дней. Если того или иного узкого специалиста в медучреждении нет, то оно обязано заключить договор на оказание таких услуг и направлять пациентов в другое медучреждение.

Обратите внимание, если вас направляет лечащий врач, то консультацию узкого специалиста вы должны получить бесплатно, в рамках полиса обязательного медицинского страхования (ОМС). Не забудьте взять направление от лечащего врача – это официальный бланк. 

Если вас не направляют к узкому специалисту, напишите обращение на имя главного врача медорганизации. Другой вариант – обратитесь в свою страховую медицинскую организацию (СМО) – номер её телефона у вас указан на полисе ОМС. Кроме того, вы можете обратиться с жалобой в областной комитет здравоохранения.

Я пожаловался в свою страховую медицинскую компанию, что не могу попасть после операции на приём к узкому специалисту, но там ничем не помогли. Куда обращаться дальше?
Анатолий, Волгоград

Г. Е.: В таком случае обратитесь с жалобой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) – он следит за деятельностью СМО. Имейте в виду, что также можно пожаловаться в Союз страховщиков – моя практика по защите прав пациентов показывает, что это действенный метод. Ещё можно обратиться в головную организацию вашей СМО, если ваша компания – филиал. 

Вы также имеет право сменить страховую медорганизацию, если имеющаяся не защищает ваши права должным образом. 

Платно или бесплатно?

Почему некоторым операции в МНТК делают бесплатно, а другим пациентам приходится платить?
Галина Лукинична, Волгоград

Г. Е.: «Микрохиругия глаза» – это частная медицинская организация. Наш ТФОМС заключает договор с МНТК на обслуживание жителей, помощь оказывается в пределах выделенных ТФОМСом средств, их на всех нуждающихся в лечении не хватает. Но это не значит, что вы останетесь без медицинской помощи – офтальмологические операции в Волгограде также проводят в областной клинической больнице (пос. Ангарский) и в городской больнице № 1 (Бекетовка). Туда вы можете обратиться по полису ОМС.

Проходила лечение в поликлинике по месту жительства и была удивлена, как мне кажется, халатным подходом врачей. Меня почему-то не посылали ни на анализы, ни на процедуры, как было ранее, а просто держали на больничном и выписывали лекарства. Кто может оценить качество лечения?
А. Виткова, Волжский

Г. Е.: В этом случае надо обращаться в свою страховую медицинскую организацию. В заявлении пишите: «Прошу оценить качество оказанной мне медицинской помощи» – и изложите ваши претензии. Эксперты оценят, насколько лечение соответствовало стандартам и клиническим рекомендациям. Если, например, вам сделали одно исследование, а надо было три, поликлинику накажут. Такую работу эксперты должны провести в течение месяца.

Лечащий врач отменил моей маме лечение, прописанное в вышестоящей медорганизации. Но мы не согласны с решением доктора. Как надо действовать в таком случае?
А. Крайнова, Волгоград

Г. Е.: Пациент (его родственники) имеют право потребовать созыва консилиума или консультации специалиста более высокого уровня.

Сейчас также появилась возможность получить телемедицинскую консультацию с привлечением врачей из медучреждений других городов, включая столичные центры. Такие услуги оплачиваются страховой компанией. Обращение пишите на имя главного врача, также можно обратиться в страховую компанию.

В результате неправильных действий медиков меня положили в больницу с подозрением на ковид. Потом выяснилось, что я была здорова, а зара­зилась уже в больнице. Перенесла болезнь очень тяжело. Как мне привлечь виновных к ответу за ущерб здоровью?
Ольга, Волгоград

Г. Е.: Ситуация на самом деле сложная, и в таком случае единственный путь – это обращение в суд. Он имеет право назначить экспертизу, разобраться во всех документах – без этого никакие выводы сделать в этом случае нельзя. Также только через суд можно взыскать моральный и материальный вред, компенсировать прочие ваши издержки. Обратите внимание, для ряда категорий жителей возможна бесплатная юридическая помощь (об этом подробно можно прочесть на сайте комитета социальной защиты населения ВО https://soc.volganet.ru/22/billboard/urpom/. – Ред.).

Не доверять и проверять

Зубной протез, который мне изготовили, получился неудачным, попросила переделать. Мне заявили, что за переделку придётся платить. Но почему я должна второй раз оплачивать работу, которая меня не устроила?
Надежда Михайловна, Волгоград

А. С.: Если вы заключаете договор с медицинской организацией на платные услуги, внимательно прочитайте условия, прежде чем ставить подпись. В договор вполне могут включить пункт, где укажут, что любые работы по переделке или доработке протеза придётся оплачивать дополнительно. 

Все спорные моменты, особенно в случае с зубным протезированием, надо обговаривать заранее. Если договор уже заключён и ущемляет ваши права, можете обратиться с жалобой в региональное управление Росздрав­надзора и в Роспотребнадзор.

Льгота есть, но...

У меня импортный глюкометр, на него перестали поставлять тест-полоски. Что делать?
Елена Ивановна, Волгоград

Г. Е.: Подобных жалоб от пациентов очень много, как и в целом на трудности с льготным лекарственным обеспечением. Что касается импортных тест-систем для контроля уровня сахара в крови, рекомендовала бы по возможности перейти на отечественные системы. А что касается лекарственного обеспечения, то надо обращаться в облздрав, там действует горячая линия по такому вопросу. Как правило, обращения срабатывают.

Мы ухаживаем за лежачим больным. Проблемы с обеспечением памперсами и другими средствами ухода были и ранее, но в последнее время нам предлагают покупать всё самим и предоставлять документы на оплату. Но один подгузник стоит 90 руб., а компенсацию дают 27 руб. Что делать?
А. Иванова, Волгоград

Г. Е.: Таких обращений от пациентов мы получаем в последние месяцы много, причём это касается и средств медицинской реабилитации. Люди не могут получить памперсы, костыли, протезы, трости и т. д. Компенсация на самом деле в разы отличается от реальных затрат. При этом Фонд соцстрахования исходит из нормативов, которые примерно в три раза ниже, чем стоимость техсредств реабилитации, закупаемых самостоятельно.

В таком случае я бы рекомендовала пациентам обращаться к уполномоченному по правам человека в Волгоградской области.

Куда жаловаться пациенту

  • Комитет здравоохранения Волгоградской области
    Горячая линия по вопросам лекарственного обеспечения, повышения цен на лекарственные препараты в аптеке: 8 (8442) 95-15-13, 95-15-20 (с 8 до 17 ч. в будни, в остальное время – автоответчик).
    Горячая линия по вопросам организации медпомощи: 8 (8442) 24-88-08 (с 8 до 17 ч.), 36-24-34 (с 17 до 8 ч.).
    Колл-центр облздрава – 8 (8442) 32-61-67 (с 9 до 18 ч.).
  • Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области
    400066, г. Волгоград, ул. Пушкина, д. 14. Телефоны: 8 (8442) 30-74-37, 30-74-36, e-mail: upl@volganet.ru.
  • Территориальный фонд ОМС (ТФОМС)
    8-800-100-12-25 (горячая линия, звонок бесплатный).
  • Управление Росздравнадзора по Волгоградской области, горячая линия: 8 (8442) 33-48-28 (пн – чт, 8.00–17.00, пт, 8.00–16.00).
  • Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, горячая линия: 8 (8442) 24-36-39, с 10 до 17 ч.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах