К теме вопиющих нарушений водителями электросамокатов всех мыслимых норм и правил безопасности мы обращались не раз. Похоже, лёд тронулся – в регионе появится закон, где для таких участников движения будут прописаны правила цивилизованного поведения в уличном пространстве.
Что именно предлагает новая законодательная инициатива, разбирался «АиФ»-Нижнее Поволжье».
Рост ДТП зашкаливает
Прокуратура Волгограда выступила с законотворческой инициативой и уже направила главе региона проект об упорядочении размещения и использования средств индивидуальной мобильности (СИМ) в общественных местах. Предлагаемый документ касается порядка использования электросамокатов, включая требования к организации стоянок СИМ, созданию зон ограничения скорости либо выборочного территориального запрета их использования.
– Все сформированные прокуратурой предложения подготовлены по результатам анализа законности в сфере дорожно-транспортного травматизма с участием СИМ, – отмечает официальный представитель надзорного органа Оксана Черединина. – Предварительно волгоградская прокуратура проанализировала состояние законности в сфере дорожно-транспортного травматизма с участием средств индивидуальной мобильности.
Серьёзные происшествия с участием электросамокатов изо дня в день не покидают сводки дорожных инцидентов. Так, около месяца назад в Волжском с разогнавшегося до предельной скорости самоката упали два человека. А в самом центре Волгограда на пр. Ленина 11 июня иномарка под управлением 34-летней водительницы сбила не спешившегося на «зебре» 19-летнего самокатчика. С травмами и ушибами тот был госпитализирован.
Важный шаг – драконовские штрафы
Вплоть до нормотворческой инициативы прокуратуры, несмотря на многочисленные ДТП в Волгограде и Волжском, чиновники не предпринимали никаких существенных попыток урегулировать ситуацию, при том, что активное регулирование этой сферы запущено на федеральном уровне. В марте 2023 г. Госдума приняла ряд нормативных актов, которые регламентировали движение СИМ по дорогам общего пользования, в местах массового отдыха и т. п. С 1 июня текущего года ужесточены штрафы за пьяную езду при управлении СИМ, а также за поездки вдвоём на одном общем средстве передвижения или же за перевозку на нём детей. Так, вождение в нетрезвом виде теперь наказывается штрафом до 50 тыс. руб.
– Я сам владелец электросамоката, иногда на нём катаюсь по вечерам просто удовольствия ради, – признаётся волгоградец Сергей Менжуров. – Но и меня предельно возмущает, когда вижу, как на арендованных электросамокатах мчат на предельной скорости молодёжь, подростки, часто по двое или даже по трое. Не меньше возмущён, когда вижу, как многие самокатчики не спешиваются на пешеходном переходе, как это требуют правила движения СИМ, а лихо пересекают «зебру» на скорости, с огромным риском стать участником или даже жертвой ДТП.
– Областной закон по регулированию СИМ безусловно нужен и важен, – полагает член регионального штаба «Народного фронта», председатель реготделения «Движения автомобилистов России» Армен Оганесян. – У нас не столь давно было совещание с руководством департамента ГАИ с участием представителя мэрии Волгограда, и я там предложил организовать расширенный круглый стол, позвать кикшеринговые фирмы (краткосрочной аренды самокатов. – Авт.), чтобы мы всесторонне обсудили, как нам вместе работать и решать проблемы. И знаете, что мне ответили? – В этом смысла никакого нет, «самокатчики» никому не подчиняются как бизнес, они действуют, как хотят и где хотят. И с таким подходом, как говорится, далеко уедем.
Между тем результаты недавнего опроса наших земляков сервисом SuperJob свидетельствуют, насколько большинство волгоградцев откровенно устали от законодательной вольницы в отношении «самокатчиков»: 41% опрошенных жителей Волгограда выступили за введение запрета на сервисы аренды электросамокатов. Наиболее частая формулировка в обоснование радикального шага – «полное отсутствие культуры вождения».
Остальные же опрошенные горожане заявили, что данную сферу лучше регулировать актами различного уровня. Что, собственно, наконец-то и происходит. Главное, чтобы реальное число трагедий при этом наконец-то резко сократилось.