К сожалению, травля в школе (или буллинг) прочно вошла в нашу жизнь. Порой такие истории заканчиваются трагически, но в любом случае оставляют след на всю жизнь. Жительница Михайловки Ирина П. показала всем, как положить конец буллингу.
Недетские забавы
Травля была и в советское время, но такие случаи, как правило, пресекались – жертве достаточно было пожаловаться родителям или классному руководителю, как агрессоров тут же ставили на место.
Нынешние времена не в лучшую сторону переформатировали жизненные принципы и взаимоотношения в школьном коллективе, а также реакцию на подобные выходки со стороны учителей и родителей. Многие стараются не замечать факты подростковых «разборок», считая это детской болезнью, которая со временем пройдёт сама.
К сожалению, она не всегда проходит. Поневоле приходится вспомнить школьницу из Брянска, расстрелявшую в декабре 2023 г. обидчиков-одноклассников из отцовского ружья. Она училась в престижной гимназии, но в ходе расследования выяснилось, что в учебном заведении царил нездоровый микроклимат. Саму девочку травили ещё с начальных классов. Спустя несколько лет её психика не выдержала.
Нет реакции
Стать изгоем в школьном коллективе можно даже в начальных классах, и ярким тому подтверждением стала история, которая недавно произошла в одной из школ Михайловки.
В штате любой крупной общеобразовательной школы есть специалисты, которые получают зарплату именно за то, что вовремя выявляют проблемы в коллективе учащихся и оперативно их решают. Но в школе, о которой идёт речь, никто не хотел замечать, что девочку, обучающуюся в начальных классах, стали травить одноклассники. Сначала смешки, а потом моральные и физические издевательства неоднократно доводили её до слёз.
Честь и хвала её маме Ирине, которая защищала своего ребёнка всеми доступными способами. Сначала она пыталась решить проблему в школе, но, по её словам, ситуация с травлей её дочери осталась без должного внимания со стороны учителя. То ли педагог не захотела выносить сор из избы, то ли посчитала ситуацию пустяковой, но о происходящем, как выяснилось, не знали ни школьный психолог, ни социальный педагог, ни заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Ирина уверяла, что учитель класса, где училась её дочь, несмотря на конфликтную ситуацию, не только не предпринимала попыток к её разрешению, но также оставляла детей без должного надзора.
Защищая права своей дочери, Ирина обратилась с заявлением в межрайонную прокуратуру. Там, говоря официальным языком, «установили факт наличия вреда, причинённого ребёнку».
По результатам проверки виновные должностные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Но Ирина пошла дальше и создала важный прецедент. Она обратилась в суд. В исковом заявлении потребовала взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. руб. за буллинг в школе. Суд встал на её сторону, удовлетворив исковые требования. Школа с решением не согласилась, но областной суд также поддержал Ирину.
Этот случай важен тем, что теперь у родителей есть пример того, как действовать в случаях, когда ребёнка травят, а школа не реагирует. Подобное решение вынесено в России впервые. Может, хотя бы перспектива судебного разбирательства, административной ответственности и штрафа заставит педколлективы относиться к травле по-другому.
Совет
Специалист социальной работы, эксперт в области буллинга Татьяна Каюпова:
«Родителю надо постоянно находиться на одной волне с ребёнком, чувствовать его состояние и настроение. Учитесь разговаривать с детьми, интересоваться их заботами, друзьями, недоброжелателями. Возникла проблема – не надо ждать, пока всё рассосётся само собой, сразу же идите в школу! Классный руководитель, директор, школьный психолог – вот помощники в разрешении конфликта. Первая ступень решения проблемы – это «очная ставка» родителей обеих сторон при посредничестве классного руководителя, психолога и социального педагога.
Если не удаётся урегулировать конфликт полюбовно, надо прибегнуть к правовой помощи. Многие родители предпочитают сменить школу, но не всем доступен такой шаг. Школа может быть единственной в населённом пункте, может быть далеко от дома, так что надо защищать права своих детей, и пример Ирины П. показывает, что это возможно».