Примерное время чтения: 6 минут
169

О путевках, клубнике и лжеюристах. На что имеет право потребитель

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Нижнее Поволжье №22 31/05/2023
У продавцов клубники обязательно должна быть декларация соответствия, которая подтверждает безопасность продукции.
У продавцов клубники обязательно должна быть декларация соответствия, которая подтверждает безопасность продукции. / Виктор Яшуков / АиФ

На вопросы читателей «АиФ»-Нижнее Поволжье» отвечает председатель региональной общественной организации «Лига прав потребителей» Ксения Осадчая.

Как выбрать правильный тур?

Мы покупали путёвку в Сочи, нам предложили оформить два договора – отдельно на проживание в гостинице и на проезд. Это законно?
А. Нечаева, Волгоград

– В таких случаях важно понимать разницу между туристическим продуктом и туристической услугой.

Так, турпродукт – это комплекс услуг, в стоимость которого уже входит перевозка и размещение.

А туристическая услуга – это отдельно взятая услуга по размещению, организации экскурсии, проживанию и т. д.

Формировать турпродукт может только туроператор. Он должен быть зарегистрирован в Едином реестре туроператоров, иметь договор страхования гражданской ответственности или банковскую гарантию за неисполнение своих обязательств. То есть, если ваш договор не будет исполнен туроператором, за возмещением расходов вы вправе обратиться в организацию, где он застраховал свою ответственность. Потому, приобретая путёвку у туроператора, вы получаете дополнительные гарантии и защиту от непредвиденных ситуаций.

А вот туристическая услуга таких дополнительных гарантий не даёт. При этом ряд недобросовестных продавцов туристических услуг, не являясь туроператорами, как раз и продают услугу проживания и услугу перевозки, заключая два отдельных договора. Так они уходят от требований закона. 

Решая, что вы хотите приобрести – туристический продукт или туристическую услугу, внимательно читайте условия договора, чтобы не ошибиться с выбором.

Откуда родом ягодка?

У ребёнка аллергия, потому попросила у продавцов на рынке предъявить документы на клубнику. На ценнике было написано, что краснодарская. Но у них никаких документов не оказалось. Имеют ли право торговать таким товаром?
И. Резцова, Волжский

– У продавца должен быть документ – декларация, подтверждающая соответствие клубники требованиям ТР ТС «О безопасности пищевой продукции». Без документов, подтверждающих качество и безопасность, продавать пищевую продукцию нельзя. Исключение составляют дачники – они имеют право торговать продукцией, выращенной самостоятельно, без декларации.  

Добавлю, что мы тоже проводили рейд по рынку силами общественной организации и убедились, что необходимых документов у продавцов клубники нет. Всё, что мы услышали: «Поверьте нам на слово» и «Мы сами её едим». 

Открыв дома пачку сливочного масла, увидела, что приобрела просрочку. Масло было покрыто плесенью. В магазине отказались вернуть деньги или заменить товар, пояснив, что он обмену и замене не подлежит. Что делать?
Е. Иванова, Волгоград

– Продукты питания на самом деле согласно закону не подлежат обмену. Если вы, скажем, приобрели молоко одной марки и дома поняли, что хотели бы другую, то вам не должны его менять.

Но если речь идёт о товаре ненадлежащего качества, то отказ продавца не соответствует закону. В этом случае потребитель имеет право вернуть данный товар, причём такой факт – это основание для проведения контрольно-надзорных мероприятий со стороны Роспотребнадзора, так как просроченные товары несут угрозу здоровью. 

В таком случае речь может идти не только об административной, но и об уголовной ответственности (например, в случае реализации партии просроченного товара). 

Если вы столкнулись с подобным фактом, рекомендуем обратиться в региональное управление Рос­потребнадзора.

Часто сталкиваюсь в магазинах с расхождением цены товара, заявленной в торговом зале (более низкой), и той, что пробивают в чеке, более высокой. Это, как правило, объясняют тем, что  ценник в зале не успели поменять. Можно ли потребовать, чтобы товар продали по цене, указанной на витрине?
И. Черников, Волгоград

– Цена, согласно действующему законодательству – одно из существенных условий договора купли-продажи, и продать товар вам обязаны по той цене, которая указана в торговом зале. Смело этого требуйте. При этом не имеет значения, по какой причине произошло расхождение. 

У нас в практике был случай, когда потребитель увидел на витрине мобильный телефон за 1400 руб. и решил его приобрести. Но при оплате выяснилось, что из-за технической ошибки на ценнике не дописали ноль, и на самом деле цена была 14 000 руб. Потребитель проявил характер и через суд добился, чтобы товар ему продали за 1400  руб.

Если обобрал юрист

Юрист взял с меня, как я считаю, непомерно высокую сумму за свои услуги, не оказав реальной помощи. Могу ли я вернуть деньги как за некачественную услугу?
А. Проклова, Иловля

– Адвокатура (а также нотариат) не попадают под действие закона о защите прав потребителей. Другое дело – юридические фирмы – ООО, ИП, на которые в последнее время потребители часто жалуются. С людей взимают немалую плату за такие услуги, как написание жалоб в ряд инстанций. Причём жалобы направляют и в те инстанции, которые к проблеме не имеют  отношения, и составлены они абсолютно безграмотно юридически.  Очень важно, обращаясь в юридическую фирму, внимательно прочитать договор до его подписания, оценить объём и содержание предлагаемых услуг. 

Моей родственнице, которая имела право на бесплатную операцию по эндопротезированию тазобедренного сустава, вставили протез, сделанный из менее качественного материала. В результате после операции начались осложнения. Как ей защитить свои права?
И. Байченко, Волгоград

– Если оказана медицинская услуга ненадлежащего качества, то потребитель обладает всеми теми же правами, как и в случае с остальными услугами, при этом не имеет значения, что услуга была оплачена не им лично, а, например, за счёт средств ОМС.

Если экспертная медицинская комиссия подтвердит, что услуга была оказана некачественно, то потребитель получит право на компенсацию морального и материального вреда и на то, чтобы ему оказали услугу надлежащего качества. 

Так, в волгоградской практике был случай, когда потребителю оказали некачественную косметологическую услугу по окраске бровей и ресниц. Пострадавшая доказала, что в результате этого у неё на 10% ухудшилось зрение, и потребовала компенсации через суд. Пока процесс не завершён.

Куда потребителю обращаться за помощью

  • В консультационный центр для потребителей (на базе Роспотребнадзора)
    Волгоград, ул. Ангарская, д. 13б (территория областной больницы), 2-й этаж, кабинет 2.9, телефон 8 (8442) 37-06-92, электронная почта: kcfguz-volga@yandex.ru, kc@fguz-volgograd.ru.
  • В региональную общественную организацию «Лига прав потребителей»
    Телефон: 92-22-83; электронная почта: Ligapotreb@yandex.ru,  телеграм-канал: https://t.me/ligapravpotrebiteley.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах