В своё время, когда власти заменили советские ЖЭКи на управляющие домами организации, хотели как лучше – создать конкуренцию и повысить качество коммунальных услуг. Однако в отдельных домах получилось с точностью до наоборот…
«Они просто над нами насмехались»
Эта история началась с того, что одна из управляющих компаний Волгограда в обход законодательства решила повысить тарифы на свои услуги по обслуживанию дома. Жильцам это не понравилось. В итоге завязалось длительное противостояние с жалобами, прокурорскими проверками, судебными разбирательствами и привлечением правозащитников.
«В июне 2021 г. наша УК – ООО «Волгоград Южный» – разместила в платёжке информацию о повышении платы за услуги, – рассказывает жительница многоквартирного дома № 44 по пр. им. Героев Сталинграда Татьяна. – В качестве основания для увеличения тарифа было указано постановление администрации Волгограда № 1263 от 31.10.2022 г. Я внимательно с ним ознакомилась и сделала вывод, что данное постановление не применимо в отношении многоквартирных домов, собственники которых выбрали способ управления и утвердили тарифы на содержание общего имущества на общем собрании. Но с 1 июля 2021 г. управляющая компания тариф повысила...»
Татьяна решила защищать свои имущественные права. В своих обращениях сначала в администрацию Волгограда, а затем и инспекцию Госжилнадзора просила провести соответствующую проверку законности изменения платы. Результата не было.
Однако в прокуратуре женщину поддержали, признав факт незаконных действий УК. С этим Татьяна пошла в суд, который также встал на её сторону. Но ни ей, ни другим жильцам перерасчёт произведён так и не был.
«Управляющая компания попросту игнорировала требования закона и фактически насмехалась над жителями дома и надзорными органами, – резюмировала волгоградка. – Мы на протяжении полутора лет не можем добиться ни проверки этой компании, ни возврата собранных ею с нас незаконным путём денежных средств!»
То обстоятельство, что УК долгое время уходила от проверки, подтверждается. Вот цитата из официального ответа инспекции Госжилнадзора Волгоградской области, полученного в июне 2023 г.: «Управлением были организованы контрольно-надзорные мероприятия в 2021, 2022 гг. в отношении ООО «Волгоград Южный», которые были окончены актами о невозможности в связи с непредоставлением документов со стороны управляющей компании».
Переводя с юридического на обычный язык, объясним: пришедшим в УК с проверкой должностным лицам её сотрудники предложили «идти лесом». Интересный подход, не правда ли?
И всё же победа
Но история с длительным хождением по инстанциям и множеством действующих лиц всё же обрела положительный исход. Жильцам помогли в региональном аппарате уполномоченного по правам человека.
– В этой истории надо отдать должное волгоградке, которая стала инициатором борьбы с УК, – отмечает пресс-секретарь уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Юрий Корзеев. – К своей жалобе она приложила многочисленные документы, свидетельствовавшие о том, что она грамотно и последовательно пыталась отстоять свои законные интересы, обращаясь в различные административные, надзорные и судебные инстанции на протяжении двух лет. У нее всё же не получилось. Зато получилось у нас вместе.
Так, органами прокуратуры в ходе проведённой проверки было установлено, что «УК «Волгоград Южный» действительно необоснованно увеличила плату, взимаемую за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома. В этой связи взысканная плата подлежит перерасчёту. Соответствующее представление прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда внесено в адрес директора управляющей организации».
К сожалению, ситуация, когда УК ведёт себя вызывающе не только по отношению к жильцам, но и контролирующим органам, не редкость. Вот только не у всех хватает терпения, знаний и времени, чтобы бороться с коммунальщиками. И многие из нас пресловутые ЖЭКи вспоминают с ностальгией – их услуги хотя бы не обходились жильцам втридорога.